Просъюмеризм

Понятие просъюмеризм сформировалось на основе слияния англоязычных терминов product и consumerism. Сам термин «просъюмеризм» обязан своим появлением американским социологам, которые использовали его для обозначения определенного этапа, фазы развития США, которая характеризуется тем, что американский обыватель живет в обществе массового производства и потребления.

Сегодня под просъюмеризмом в большинстве случаев понимают подход к маркетингу, для которого характерна сосредоточенность на проблемах массового рынка и приоритет потребителя в маркетинговых стратегиях. Появление данного подхода относится к концу 50-ых – началу 70-ых годов ХХ века и совпадает по времени с формированием нового этапа социального развития, получившего название «общество массового потребления».

Одной из первых работ, в которой озвучивались основы просъюмеристской парадигмы, стала работа Т.Левитта «Маркетинговая близорукость», увидевшая свет в 1960 году. В тоже время культовыми работами, популяризировавшими просъюмеризм во всем мире, стали работы Ф.Котлера.

Интересно
Просъюмеризм ориентирован на производство такой продукции, которая не требует усилий по сбыту и его стимулированию. Основная идея просъюмеризма выражается следующим образом: «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится» и требует выведение маркетингового исследования потребителя на уровень ведущего процесса маркетинговой деятельности.

Критика просъюмеризма базируется на игнорировании в рамках данной концепции значения для практического маркетинга максимизации прибыли. Большинство противников просъюмеризма склонны рассматривать именно максимизацию прибыли в качестве основной цели маркетинга, а ориентацию на потребителя – одним из средств достижения этой цели. По мнению ряда российских исследователей просъюмеризм подменяет сущность маркетинга его принципами и на этой основе искажает его социально-экономическое содержание.

В тоже время нельзя говорить о том, что просъюмеризм, являясь порождением эпохи общества потребления 50-60-ых годов, потерял свою актуальность сегодня. Несмотря на то, что модели и классификации, обеспечивающие реализацию идей просъюмеризма на практике, строились с ориентацией на специфические особенности общества 60-ых и базировались на социологическом знании того времени, большинство инструментов концептуально отвечают потребностям современной практики, хотя и требуют определенной содержательной актуализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)