Праксеологический анализ методов педагогической деятельности

Что является орудием педагогического труда? Казалось бы, это очень простой вопрос. Однако если соотнести педагогический инструмент со спецификой предметов педагогической деятельности (человек, межличностные отношения, условия воспитания и обучения, образовательная ситуация), обнаружится, что он как бы и невидим.

Основной «строительный материал» для воплощения профессионального замысла педагога составляют действия и операции. Инструментом, способным связать их воедино, является метод. Слово «метод» по-гречески означает «путь».

На самом деле это только одно из возможных определений и трактовок метода. В учебных пособиях по педагогике содержится множество иных подходов к его пониманию. Обычно авторов интересует классификация методов. Здесь сделан акцент на внутренней, системней, природе метода, определяющей его способность становиться инструментом педагогического влияния.

С праксеологической точки зрения метод интересен как механизм, лежащий в основе построения и развития всех педагогических Процессов. Как система он складывается из целесообразного, (т.е. сообразного выбранной цели) сочетания компонентов, необходимых и достаточных для продуктивной организации педагогической деятельности. Практика показывает, что таких компонентов, как минимум, четыре.

Прежде всего это педагогические средства. Ими могут стать любые предметы, явления, процессы, несущие в себе преобразующий по отношению к   человеку потенциал.

В структуру метода также входя в формы взаимодействия педагога и учащихся (воспинию к человеку потенциал.

В структуру метода также входя в формы взаимодействия педагога и учащихся (воспитанников), организуемые на базе средств. В данном случае речь идет средство способно оказывать различное по смыслу и силе педагогическое влияние в зависимости от того, применяется ли оно в индивидуальной, групповой,  коллективной, фронтальной или сетевой форме.

Например,  художественное произведение можно рекомендовать для индивидуального чтения, для группового обсуждения или для исполнения со сцены перед массой людей. В каждом случае педагогический эффект будет различен.

В структуру метода входят также позиции участников педагогического процесса. Именно они задают степень активности и функциональные роли каждого из них относительно педагогических средств и друг друга в системе субъект-объектных (субъект-субъектных, субъект-объект-субъектных) отношений. 

Продолжим  сюжет  с художественным произведением, выбранным в качестве педагогического средства. Педагог может, работая с ним, задать ученикам различную степень активности. Например, он выразительно прочитать произведение перед классом.

Дети при этом будут просто слушателями. Или он может организовать инсценировку, где каждый из учащихся получит свою роль и будет максимально активен. Или стимулировать проведение творческого кон- курса на лучшее чтение или на продолжение сюжета и др.

Наконец, в структуру метода входят педагогические приемы, направленные на достижение той или иной степени влияния на людей, отношения, ситуацию, с которыми работает специалист. Приемы основаны на умении педагога вызывать необходимые для решения определенной педагогической задачи психофизиологические, социально-психологические и иные эффекты с помощью выбранных средств в рамках субъектов заданного масштаба.

Первые два компонента (средства и формы) составляют организационно-материальную, внешнюю сторону метода. Два других (позиции, приемы) для постороннего наблюдателя остаются «за кадром», однако именно они формируют внутренние, субъективные предпосылки к продуктивному педагогическому взаимодействию и получению нужных результатов.

Системообразующим фактором действий педагога становится профессиональная задача. Именно вокруг ее решения интегрируются средства, формы педагогического взаимодействия, позиции участников и использованные приемы.

Каждая локальная педагогическая задача требует построения особой системы действий, т. е. своего метода. С помощью последовательной смены методов тот или иной образовательный процесс педагогически инструментуется, разворачиваясь во времени от постановки цели до оценки результата.

Таким образом, функциональное назначение системного построения методов определяется характером задач, которые намеревается последовательно решать педагог. Это может быть получение диагностической информации, формирование цели,  внесение в образовательное пространство обучающей информации, включение в деятельность, построение системы определенных отношений, оценка полученного результата, рефлексия над опытом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)