Профессионально-педагогическая компетентность
Отражает готовность и способность человека профессионально выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами. Поскольку социальные нормы подвижны, данная характеристика носит конкретно-исторический характер.
Ее содержательное и структурное наполнение динамично. Оно проявляется и может быть оценено только в ходе практической деятельности «здесь и сейчас». Успешный сегодня учитель послезавтра может «отстать от времени». Если десять лет назад преподаватель, стабильно обеспечивающий высокие показатели обучения, но не владеющий компьютером, не вызывал сомнений относительно уровня своей компетентности, то сегодня доска и мел в качестве основных «орудий» педагогической деятельности становятся недостаточными.
В качестве примера остановимся на одной из возможных структур профессионально-педагогической компетентности. Как известно, профессия «педагог» вбирает в себя множество специализаций. Уже отмечалось, что воспитателя детского сада, учителя математики, тренера спортивного объединения, вузовского преподавателя, социального педагога объединяет то, что связано с работой в системе «человек—человек».
Открытость людям, внимание к каждому в отдельности взятому человеку, деятельный интерес к нему, знание закономерностей, по которым развивается, формируется индивидуальность на разных этапах жизнедеятельности, — все это проявления гуманно-личностной ориентации как базового компонента структуры профессиональной компетентности
Отсутствие у директора образовательного учреждения, учителя или вузовского преподавателя гуманно-личностной ориентации говорит о некоторой профессиональной ущербности. Это все равно, что отсутствие слуха у музыканта или боязнь высоты у канатоходца. Основное требование к профессиональной деятельности педагога, которое обусловлено наличием в структуре компетентности гуманно-личностной ориентации, можно обозначить как «умение чувствовать человека».
Индикаторами присутствия этого умения всегда выступает «другая сторона». Обычно дети (студенты, слушатели) с первой минуты внутренне чувствуют позицию педагога по отношению к ним и соответствующим образом реагируют.
Профессионально компетентного педагога отличает также особый стиль мышления, особое видение мира, особенно в той его части, которая может быть определена как педагогическая реальность. Хорошо, чтобы это был системно-целостный взгляд, сочетающий умение структурировать педагогические явления и процессы с восприятием их в контексте целого.
Тогда педагог может ощущать специфику образовательных систем разного масштаба и уровня; умеет конструировать, воссоздавать логические звенья той или иной педагогической деятельности. Этот компонент профессиональной компетентности обозначим как умение системно восприниматьпедагогическуюреальность.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Профессионально-педагогическая позиция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу