Формирование опыта продуктивной деятельности
В рамках пе- дагогической праксеологии необходимо разрабатывать специальную стратегию наращивания успешного опыта в системе непрерывного профессионального становления специалиста. Особенно важным это представляется на начальных этапах вхождения в профессию. Практика показывает, что характер предпосылочного (допрофессионального) опыта может как стимулировать, так и тормозить формирование и освоение правильных, с праксеологической точки зрения, образов действия.
Однако о высоком качестве профессионально-педагогической деятельности можно говорить только при наличии особой педагогической позиции (в системе отношений «учительство—ученичество»); направленности (целенаправленности) действий на становление человеческого качества; способности взаимодействовать с другими людьми в контексте предметного содержания, педагогической направленности; технологичности действий, т.е. способности получать педагогический результат.
Всего этого в опыте первокурсников еще нет. Поэтому в их сознании происходит подмена опыта продуцирования педагогического качества переживанием ситуативного опыта пребывания в ролевой (не смысловой) позиции педагога. Отсюда становится ясной праксеологическая значимость формирования и восприятия эталонных образцов (образов) деятельности (в том числе и своей) уже на самых ранних этапах вхождения в профессию.
Такие образцы создают критериальную основу для последующей оценки и самооценки любых профессиональных действий. Кроме того, в ходе вузовской подготовки педагога важно максимально обеспечить структурную полноту опыта, сопоставленную с полнотой профессионального бытия.
Одной из важных предпосылок наращивания праксеологической продуктивности является включение педагога в построение индивидуального маршрута продвижения в профессии. Независимо от содержания подготовки развитие профессионализма целесообразно разворачивать в логике становления субъекта, заботясь об освоении им пространства профессиональных норм.
Опыт рефлексии, обращенный на различные объекты и в первую очередь на собственную деятельность, свои личностные проявления в педагогической позиции, дает методологический ключ к самостоятельной работе по совершенствованию действий. В русле праксеологического развития важно дать установку на постоянное расширение своего технологического диапазона.
Найти технологический диапазон педагога означает определить в образовательном пространстве профессионально гарантированную меру результативности его деятельности, понять содержательное наполнение его компетентности.
Именно в границах своего техно- логического диапазона субъект способен осуществлять правильные и успешные действия. Одна из центральных задач повышения праксеологической продуктивности педагога связана с целенаправленным и осознанным расширением его технологического диапазона. Она решается на протяжении всего профессионального пути, т.е. непрерывно.
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Профессионально-педагогическая позиция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу