Праксеологические ошибки педагога

Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. От ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги. Поэтому в конечном счете имеет значение не сам факт, что педагог ошибается, а то, как часто, какие именно ошибки допускаются. Ведь страшна не сама по себе ошибка, а ее последствия.

Одно дело допустить ошибку и потом ее  исправить, и совсем другое, если ошибка оказывается непоправимой. Самое лучшее, что можно сделать в последнем случае — извлечь урок на будущее. Но для этого ведь надо найти ошибку, понять ее, выявить причины, ее породившие, определить меры по устранению ошибки или ее причин)1.

Как пишет петербургский педагог А.С.Валявский, неумение предполагать свою ошибку, а тем более признавать ее, является самой большой и очень распространенной ошибкой человека. Но чтобы педагог мог видеть, распознавать и исправлять собственные ошибки, ему необходимо знать, что следует считать ошибкой, какие ошибки наиболее типичны, каковы пути и способы их исправления (профессиональная коррекция и самокоррекция).

Знание о неправильных, ошибочных действиях является пред- посылкой действий правильных, безошибочных и, следователь- но, оно является праксеологическим знанием. Возможно, со временем в развивающейся педагогической праксеологии будет создана специальная теория профессиональных ошибок. А пока важно попытаться разобраться с их первичной типологией.

Прежде всего по степени осознания  педагогам и ошибки могут быть разделены на осознанные, или сознательно допускаемые («знаю, что так нельзя, но делаю»), и неосознаваемые заблуждения («не ведаем, что творим»), при которых субъективнее представления (мнения, точки  зрения)  не  соответствуют объективному положению вещей. Эта классификация имеет значение для профессиональной коррекции.

В первом случае необходимо побудить педагога к самокоррекции, так как он уже осознал факт ошибочности своих действий, а во втором потребуются усилия самого педагога или администратора, методиста, коллег и др., направленные на осознание им ошибок и их определение.

Не менее важно различать ошибки п о причинам их воз- никновения . В этом смысле можно выделить:

  • квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) — до- пускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности;
  • вынужденные ошибки (ошибки невозможности) — допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, матервально-технических, социально-психологических и др.);
  • случайные ошибки (ошибки-упущения) — допускаемые по при- чинам нетипичного характера — из-за торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т.п.;
  • ошибки профессиональной деградации —- допускаемые исключи- тельно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы «эмоционального вы- горания» и профессиональной дезадаптации и т.п.).

Ошибки первых трех типов могут быть как неосознаваемыми, так и осознанными, а ошибки четвертого типа — только осознанными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)