Праксеологические ошибки педагога
Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. От ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги. Поэтому в конечном счете имеет значение не сам факт, что педагог ошибается, а то, как часто, какие именно ошибки допускаются. Ведь страшна не сама по себе ошибка, а ее последствия.
Одно дело допустить ошибку и потом ее исправить, и совсем другое, если ошибка оказывается непоправимой. Самое лучшее, что можно сделать в последнем случае — извлечь урок на будущее. Но для этого ведь надо найти ошибку, понять ее, выявить причины, ее породившие, определить меры по устранению ошибки или ее причин)1.
Знание о неправильных, ошибочных действиях является пред- посылкой действий правильных, безошибочных и, следователь- но, оно является праксеологическим знанием. Возможно, со временем в развивающейся педагогической праксеологии будет создана специальная теория профессиональных ошибок. А пока важно попытаться разобраться с их первичной типологией.
Прежде всего по степени осознания педагогам и ошибки могут быть разделены на осознанные, или сознательно допускаемые («знаю, что так нельзя, но делаю»), и неосознаваемые заблуждения («не ведаем, что творим»), при которых субъективнее представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей. Эта классификация имеет значение для профессиональной коррекции.
В первом случае необходимо побудить педагога к самокоррекции, так как он уже осознал факт ошибочности своих действий, а во втором потребуются усилия самого педагога или администратора, методиста, коллег и др., направленные на осознание им ошибок и их определение.
Не менее важно различать ошибки п о причинам их воз- никновения . В этом смысле можно выделить:
- квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) — до- пускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности;
- вынужденные ошибки (ошибки невозможности) — допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, матервально-технических, социально-психологических и др.);
- случайные ошибки (ошибки-упущения) — допускаемые по при- чинам нетипичного характера — из-за торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т.п.;
- ошибки профессиональной деградации —- допускаемые исключи- тельно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы «эмоционального вы- горания» и профессиональной дезадаптации и т.п.).
Ошибки первых трех типов могут быть как неосознаваемыми, так и осознанными, а ошибки четвертого типа — только осознанными.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Профессионально-педагогическая позиция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу