О развитии праксеологической продуктивности педагога
Субъективные предпосылки профессиональной успешности проявляются у специалистов по-разному как в процессе осуществления деятельности, так и на уровне получения ее продуктов.
Даже исходно богатые природные возможности (педагогические способности) и прекрасное образование могут в итоге остаться нереализованными, если человек окажется беспомощным в процессуальном отношении или под рукой у него не окажется нужного профессионального инструмента.
В главе 4 уже говорилось о множественной (предметной и личностной) природе педагогических результатов. Примечательно, что в педагогическом контексте это свойство проявляется не только у учащихся (воспитанников), но и у педагога.
Эффективность работы педагога принято измерять достижениями и личностными приобретениями его подопечных, однако это же может быть в равной мере отнесено и к его личности, к тому, насколько приобщение к становлению других людей развивает его в человеческом и профессиональном плане. В этом проявляется преобразовательная специфика труда в сфере «человек—человек».
Взаимодействие с опытом как источник развития праксеологической продуктивности. Становление профессионализма происходит непосредственно в трудовой деятельности. Одним из социальных ориентиров при его оценке служит качество получаемого результата.
Тем самым помимо своего желания каждый из работающих педагогов оказывается вовлеченным в естественный эксперимент по отбору и закреплению в системе деятельности продуктивных действий.
Ряд однокоренных слов «опыт», «попытка» «пытать» (устар. «спрашивать») указывает на позицию специалиста, который через накопление нового опыта не устает спрашивать себя и окру- жающих: как лучше, как успешнее, как эффективнее выполнить работу. Поэтому трудно переоценить значение формирования отношения к своему и чужому опыту как источнику повышения продуктивности профессиональной деятельности.
Отечественная наука многократно обращалась к проблеме изучения педагогического опыта. Методологией и методикой обобщения педагогического опыта в нашей стране долгое время занималась лаборатория Академии педагогических наук под руководством Я.С.Турбовского. Многообразие форм профессионального опыта дифференцируется в зависимости:
- от природы субъекта — опыт индивидуальный, совокупный (группы, коллектива, организации), интегративный (опыт субъекта, имеющего дискретный во времени и пространстве характер, например национальный или сетевой опыт);
- от сферы получения — опыт теоретический, практический, исследовательский, экспериментальный и др.;
- от приоритетно активизированных личностных сфер (когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, поведенческий);
- от предметного содержания деятельности — опыт консультирования, опыт коллективного воспитания, опыт тестирования, опыт развивающего обучения и др.;
- от целенаправленности формирования — организованный или стихийный;
- от полученного результата — опыт успешный или неуспешный;
- от степени осознания — осознанный, неосознанный;
- от степени новизны — опыт традиционный, массовый, передовой, творческий, инновационный.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Профессионально-педагогическая позиция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу