Праксеологическая коррекция педагогической деятельности

Профессиональная самокоррекция — это одно из праксеологических требований к педагогической деятельности и самому педагогу.

Понятие «коррекционная деятельность» вошло в контекст педагогики на рубеже XIX и XX вв. в связи с экспериментальной работой итальянского педагога и врача М. Монтессори и бельгийского врача, психолога Ж. О.Декроли. Думается, что его использование будет правомерным и в контексте педагогической праксеологии.

Ранее упоминалось о трудности и сложности педагогической деятельности. Приведем некоторые данные, подтверждающие это.

Высокое качество педагогической работы достигается, как правило, путем увеличения реально потраченного рабочего времени. Недельная нагрузка современного учителя составляет 57 часов.

Oколo 80 % педагогов вынуждены посвящать работе выходные дни. Школьному учителю приходится выполнять около ста служебных функций и говорить от 6 до 10 часов в сутки с людьми разного возраста.За 45 минут учебного времени он предъявляет учащимся в сред- нем по 100 требований.

Формирующийся у педагога в итоге постоянных перегрузок дефицит энергоресурсов способствует появлению стойких состояний дездааптации, в частности «синдрома эмоционального сгорания», Мри «педагогического криза». Дезадаптация — устойчивое рассогласование между степенью необходимого приспособления (адаптации)  к  окружающей  среде,  предъявляемым  требованиям и имеющейся адаптированностью.

Помимо психофизиологических эти яшфния имеют и праксеологические последствия: они приводят к сужению диапазона средств педагогического влияния, минимизации профессиональных функций, снижению эффективности труда учителя, ощущению невостребованности его творческих ресурсов.

Подобная ситуация, являющаяся типичной, требует специальных коррекционных действий. Причем в рамках праксеологии речь идет только о том, что может быть исправлено на деятельностном уровне.

Ее функциональным применением может стать:

-помощь в профессиональной адаптации к типовым условиям работы;

-компенсация пробелов в структуре деятельности;

-исправление повторяющихся в действиях ошибок;

-снятие различного рода стереотипов профессиональной деятельности и поведения;

-смягчение (устранение) личностных деформаций, причиной которьыхстало длительное участие в педагогической деятельности, и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)