Принципы педагогической деятельности

С позиций праксеологии принцип — это исходный пункт осознанной деятельности. Он может существовать в сознании человека как руководящая идея, безусловно принимаемое теоретическое положение, этическая норма, организующая волевые усилия, незыблемое правило поведения.

Принципы могут быть выведены на основании познания природных или социальных закономерностей (антропологический принцип), быть следствием какой-либо социальной (политической) доктрины (принцип партийности), формироваться на конвенциональной основе внутри профессионального сообщества (например, медицинский принцип «не навреди», который все чаще звучит в педагогической среде).

По словам академика Российской академии образования В. И. Загвязинского, принципы служат мостом, соединяющим теоретические представления с практикой. Они выступают регулятивами
по отношению к деятельности в целом, в любых формах ее проявления. Говоря о принципах педагогической деятельности, мы тем самым относим их одновременно к воспитанию, обучению, консультированию, проектированию и т.д.

По аналогии с пониманием природы дидактических принципов классиком отечественной теории обучения М. Н. Скаткиным можно сказать, что принцип педагогической деятельности должен
охватывать направляющим и регулирующим влиянием все ее важнейшие элементы, не сводясь к другим положениям и не допуская произвольной замены или искажения.

О каких элементах в данном случае идет речь? О тех, из которых строится деятельность любого педагога. Принципы определяют выбор педагогических целей, задач и содержания, способов
достижения цели, критериев оценки полученных результатов, диапазон возможных эффектов. Принципы регулируют педагогическую деятельность на смысловом уровне.

Механизм регуляции в данном случае основан не на готовых рецептах, а на неких общих закономерностях, которые в разных ситуациях могут быть реализованы различными внешне, но едиными по внутренней сути действиями.

Опираясь на принципы, специалист получает возможность оценивать и регулировать деятельность не только с прагматической (успешность/неуспешность, полнота/частичность достигнутых результатов), но и с ценностно-смысловой позиции, определять, насколько правомерно с точки зрения исповедуемых принципов сложившееся в деятельности
соотношение между мотивами и целями, целями и средствами их достижения (Б.С. Братусь).

В педагогических пособиях можно найти развернутые перечни принципов обучения, воспитания, поддержки, управления и других отдельных видов профессиональной деятельности педагога. В чем-то в смысловом отношении они пересекаются, а в чем-то кардинально различаются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)