Стиль профессионально-педагогической деятельности
Еще одной из характеристик, которыми, по мнению философов, обладает деятельность, является «стилеобразность» (В. А. Кутырев). В стиле находит отражение своеобразие субъекта как целостности. Категория стиля была введена в психологический кон- текст в 1927 г. австрийским психологом А. Адлером. В отечественной науке основы разработки проблемы стиля заложены Ю. А. Са- марииым, В.С.Мерлиным и Е.А.Климовым.
В психологическом смысле стиль, по мнению Е.А.Климова, — «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, …индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.
Приведенные определения раскрывают праксеологический смысл этого понятия: стремление субъекта к наилучшему исполнению деятельности, а также к гармонизации своих индивидуальных действий с внешними условиями. Таким образом, праксеологический аспект проблемы стиля соотносится не только с понятием наилучшего образа осуществляемой деятельности, но так- же с фавстом привнесения в ее исполнение неповторимого субъективного оттенка.
Вопрос о стиле и характере профессионального поведения тес- но связан с проблемой его мотивации. В педагогической деятельности, как и в любой другой, так или иначе присутствуют безусловно-рефлекторные компоненты. Если внимательно понаблюдать за действиями учителя, мы обязательно обнаружим в них проявление по отношению к учащимся (воспитанникам) эле- ментов родительского поведения, агрессивности, избегания, доминирования, сопереживания, исследовательского начала.
В образовательной практике постоянно используются также подражание и импринтинг как механизмы, способствующие успешности воспитания и обучения. Все это сугубо инстинктивные моменты. Естественный, неосознанный характер названных проявлений во многом определяет характер и стиль профессионального поведения.
Стремясь к повышению результативности деятельности, педагог неизбежно должен рефлексировать по поводу обусловленности своих поступков неосознанными внутренними импульсами, стараясь внести в них необходимые коррективы.
В структуру стиля психологи включают операциональный состав действий, умения и навыки. Стиль обусловлен одновременно и индивидуально-психологическими особенностями субъекта, и спецификой самой деятельности. Причем в стиле деятельности могут закрепляться не только ее типологические или индивидуальные характеристики, но также общие и специфические стереотипы, штампы.
Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. При осознанном выборе стиля деятельности в зависимости от ситуации происходит явная или скрытая демонстрация учащимся, воспитанникам, их родителям, коллегам, начальству, общественности тех или иных стилистических особенностей профессиональной активности.
В стиле проявляется специфика отношения его носителя:
- к другим людям (отличия в социально-психологической позиции) — авторитарный, либеральный, демократический стили;
- к выполнению деятельности — импровизационный, ситуативный, технологический стили;
- к результату деятельности — продуктивный, инновационный стили;
- к восприятию себя и своей деятельности окружающими — уверенный, демонстрационный, эпатажный, зажатый, профессиональный, вульгарный стили;
- к времени (возрасту) — молодежный, традиционный стили, стиль 1950-х годов;
- к тендерному позиционированию — мужской (мужественный), женственный стили, стиль «унисекс»;
- к определенной образовательной культуре — академический, гимназический, петербургский, европейский, аристократический, административный, игротехнический стили.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Профессионально-педагогическая позиция
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу