Стиль профессионально-педагогической деятельности

Еще одной из характеристик, которыми, по мнению философов, обладает деятельность, является «стилеобразность» (В. А. Кутырев). В стиле находит отражение своеобразие субъекта как целостности. Категория стиля была введена в психологический кон- текст в 1927 г. австрийским психологом А. Адлером. В отечественной науке основы разработки проблемы стиля заложены Ю. А. Са- марииым, В.С.Мерлиным и Е.А.Климовым.

В психологическом смысле стиль, по мнению Е.А.Климова, — «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,  стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, …индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Приведенные определения раскрывают праксеологический смысл этого понятия: стремление субъекта к наилучшему исполнению деятельности, а также к гармонизации своих индивидуальных действий с внешними условиями. Таким образом, праксеологический аспект проблемы стиля соотносится не только с понятием наилучшего образа осуществляемой деятельности, но так- же с фавстом привнесения в ее исполнение неповторимого субъективного оттенка.

По мнению философа В. Н. Сагатовского, в стиле проявляется наше отношение к тому, что мы делаем, поскольку он отображает «естественное выражение характера самодостаточных внутренних переживаний». Производными от слова «стиль» являются понятия «стильный» (о человеке, носителе деятельности, способе его действий, или атрибутике), «стилистика» (выражение принадлежности к определенному стилю) и «стилистически верный» (соответствующий целостному представлению о том или ином контексте бытия).

Вопрос о стиле и характере профессионального поведения тес- но связан с проблемой его мотивации. В педагогической деятельности, как и в любой другой, так или иначе присутствуют безусловно-рефлекторные компоненты. Если внимательно понаблюдать за действиями учителя, мы обязательно обнаружим в них проявление по отношению к учащимся (воспитанникам) эле- ментов родительского поведения, агрессивности, избегания, доминирования, сопереживания, исследовательского начала.

В образовательной практике постоянно используются также подражание и импринтинг как механизмы, способствующие успешности воспитания и обучения. Все это сугубо инстинктивные моменты. Естественный, неосознанный характер названных проявлений во многом определяет характер и стиль профессионального поведения.

Стремясь к повышению результативности деятельности, педагог неизбежно должен рефлексировать по поводу обусловленности своих поступков неосознанными внутренними импульсами, стараясь внести в них необходимые коррективы.

В структуру стиля психологи включают операциональный состав действий, умения и навыки. Стиль обусловлен одновременно и индивидуально-психологическими особенностями субъекта, и спецификой самой деятельности. Причем в стиле деятельности могут закрепляться не только ее типологические или индивидуальные характеристики, но также общие и специфические стереотипы, штампы.

Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. При осознанном выборе стиля деятельности в зависимости от ситуации происходит явная или скрытая демонстрация учащимся, воспитанникам, их родителям, коллегам, начальству, общественности тех или иных стилистических особенностей профессиональной активности.

В стиле проявляется специфика отношения его носителя:

  • к другим людям (отличия в социально-психологической позиции) — авторитарный, либеральный, демократический стили;
  • к выполнению деятельности — импровизационный, ситуативный, технологический стили;
  • к результату деятельности — продуктивный, инновационный стили;
  • к восприятию себя и своей деятельности окружающими — уверенный, демонстрационный, эпатажный, зажатый, профессиональный, вульгарный стили;
  • к времени (возрасту) — молодежный, традиционный стили, стиль 1950-х годов;
  • к тендерному позиционированию — мужской (мужественный), женственный стили, стиль «унисекс»;
  • к определенной образовательной культуре — академический, гимназический, петербургский, европейский, аристократический, административный, игротехнический стили.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)