Праксеологические характеристики педагогической деятельности

Праксеологическими можно считать такие характеристики деятельности и деятеля, которые их описывают и оценивают с точки зрения «правильности», т.е. обоснованности, нормосообразности, рациональности, целесообразности, продуктивности.

Это находит отражение в соответствующей системе понятий педагогической праксеологии. В зависимости от характеризуемого аспекта профессиональной активности педагога можно выстроить несколько смысловых рядов.

1. Первый составляют понятия, раскрывающие идеальный образ деятельности, служащий определенным ориентиром для последующего практического воплощения. Только зная, какой именно должна стать деятельность, мы можем целенаправленно ее осуществлять, стремясь к тому, чтобы соответствовать в своих действиях заданным образцовым характеристикам.

К таким характеристикам относятся:

  • качество (качество педагогической деятельности, качество деятельности педагога или педагогического коллектива, качество организации педагогического процесса и др.);
  • успешность (успешность педагогической деятельности, педагогический успех);
  • продуктивность (продуктивность педагогической деятельности, продуктивность педагога, продукт педагогической деятельности, продуэйт труда педагога);
  • результативность (результативность педагогической деятельности, результаты педагогической деятельности и ее конкретных видов).

В этом ряду центральное место занимает понятие «качество педагогической деятельности» как наиболее общее. В свою очередь оно раскрывается и конкретизируется через систему таких понятий, как квалификация, компетентность, культура, мастерство, стиль и др.

2. К выделенной группе примыкают так называемые инструментальные понятия, отражающие способы выявления указанных характеристик, в частности оценка и самооценка педагогической
деятельности. Далее следуют характеристики, связанные с конкретизацией способов, которыми эта оценка может осуществляться: педагогическая рефлексия, педагогический анализ и т. п.

3. Еще одна группа праксеологических характеристик указывает на свойства тех или иных действий, проявляющиеся при правильной организации педагогической деятельности, способствующие тому, чтобы в целом она осуществлялась успешно.

Среди них выделяются:

  • целесообразность (соответствие цели);
  • целенаправленность (последовательность в достижении цели);
  • проективность (указывает на проективную природу действий, их устремленность в будущее, способность производить с их помощью «потребное будущее»);
  • конструктивность (свойство, фиксирующее преобразовательный потенциал действий, способность конструировать промежуточный и конечный результаты определенных элементов);
  • пормированность (регламентация профессиональных действий системой ограничений);
  • технологичность (объективно обусловленная способность производить своими действиями запланированные изменения);
  • методичность (обоснованная упорядоченность деятельности);
  • инструменталъность (оснащенность деятельности необходимыми средствами);
  • практичность (полезность, способность позитивно влиять на практику);
  • осмысленность (наличие смысла в действиях).

4. Отдельную группу составляют характеристики, обозначающие способы нормирования и регламентации педагогической активности. К ним относятся закономерность, закон, принцип, правило, подход, программа, план. Будучи общенаучными и междисциплинарными понятиями, они содержательно конкретизируются применительно к педагогической действительности, приобретая при этом праксеологические функции (указывают на пути продуктивного осуществления деятельности).

Это можно отнести к По терминологии Н.А. Бернштейна таким понятиям, как «дидактические принципы», «принципы воспитания», «возрастные закономерности развития», «личностно ориентированный подход», «программа модернизации образования», «план воспитательной работы» и др.

5. Следующая группа понятий, которыми оперирует педагогическая праксеология, позволяет анализировать и оценивать деятельность педагога с точки зрения полноты и совершенства ее
структуры. Сюда входят педагогические цели, задачи, методы, средства, формы, результаты, но уже в их праксеологической интерпретайии.

6. Еще одну группу составляют характеристики, определяющие организационно-процессуальную сторону педагогического поведения. Это стратегия педагогической деятельности, логика педагогической деятельности, педагогическая тактика, профессиональ-
ные действия, методика, педагогическая технология, педагогическая техника.

7. Наконец, выделяется круг понятий, на базе которых можно изучать и описывать продуктивность функциональных ролей и позиций педагога в образовательном процессе: педагогическая (образов/тельная) ситуация, педагогическое взаимодействие, педагогическая функция, профессионально-педагогическая позиция.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)