Потенциал управления

Важным элементом экономического потенциала является организация управления — способы и умение определять цели, принимать решения, формировать программы, распределять функции, организовывать и координировать деятельность организаций и людей в выполнении их задач и функций, формировать механизмы управления, рационализировать конструкции организаций и обеспечивать эффективность их деятельности. Налаживание действенной системы управления необходимо как в отношении отдельных предприятий, так и в отношении экономики в целом. Новые, меняющие способ производства технологии, формирование многоукладного общества, связанное с разнообразием форм собственности и типов хозяйствования, развитие новых хозяйственных связей, отделение управления от собственности, рост крупных организаций, углубление знаний о человеке и мотивах его поведения внесли существенные изменения в организацию управления.

Основой перестройки управления стали компьютеризация и телекоммуникации, обеспечивающие непосредственный обмен информацией и принятие решений с использованием информационных технологий. Основным направлением управленческих решений становится овладение рынками. В центре внимания оценка емкости рынков, анализ конкурентоспособности, организация реализации товаров, стимулирование продаж и т.п.

Для современной экономики развитых стран характерен переход от иерархических структур управления к его демократизации на рыночных принципах, делегированию полномочий более низким уровням управления при сохранении в верхнем эшелоне власти выработки стратегии и оценки перспектив развития. Линейно-функциональные и дивизионные способы организации управления в последней трети XX в. стали уступать место матричным и сетевым.

Когда-то иерархические бюрократические системы управления были шагом вперед, позволяя избавить управленческих работников от необоснованных волюнтаристских методов авторитарных и нередко капризных руководителей за счет стандартизации принятия решений.

Теперь ситуация меняется. Нацеленность производства на учет конкретных запросов потребителей привела к развитию матричных структур управления, предусматривающих более тесный контакт и перемещение технического и профессионального персонала предприятий к продуктовым группам, что обеспечивает более непосредственную привязку их знаний и опыта к запросам потребителей.

Потребности производства, связанные с техническим перевооружением производства в условиях быстрой смены технологий, изменением состава и качества производимой продукции и услуг, решением инновационных проблем, предопределили развитие сетевых структур управления. Традиционные организационные структуры стремились владеть всеми необходимыми для производства товаров и услуг ресурсами. Сетевая организация предполагает реализацию проектов компаниями на основе контрактов и иных соглашений с контрагентами-соисполнителями, каждый из которых вносит свой вклад в производство. При этом наряду с отношениями подрядного типа получают развитие кооперационные связи, перекрестное владение акциями и др.

Стремление повысить инициативу и эффективность работы линейных, маркетинговых, вспомогательных и иных структур внутри предприятий на рубеже XX и XXI вв. выразилось в распространении практики предоставления этим структурам хозяйственной самостоятельности и переводе их на рыночные отношения.

Иерархические структуры стали преобразовываться во внутренние предприятия, приобретающие и реализующие товары и услуги как внутри предприятия, так и за его пределами. Результаты их хозяйственной деятельности зависят от собственной эффективности.

Чиновные отношения соподчинения заменяются экономической заинтересованностью, энергия чиновника сменяется энергией предпринимателя.

При этом стратегия управления компанией в целом и общий контроль над деятельностью автономных подразделений сохраняются за высшим руководством компаний.

Развитие так называемых web-технологий позволяет корпорациям в широких масштабах осуществлять реструктуризацию и освобождаться от многих функций (в том числе от маркетинга, ряда производств и др.), передавая их специализированным фирмам и формально независимым предприятиям и добиваясь существенного снижения издержек, отпочкования второстепенных и малоэффективных производств. Вместе с тем сохранение и развитие корпораций обеспечивается за счет разработки и использования интеллектуального продукта (НИОКР и др.) и сохранения связи с клиентами (реализации продукции и обслуживания клиентов).

Развитие автономных подразделений привело к идее создания виртуальных корпораций, нацеленных на производство товаров и услуг применительно к требованиям конкретных заказчиков. Работа на заказчика позволяет потребителям оказывать путем формулирования своих требований к продукции и услугам прямое воздействие на производство даже через Интернет. Эти компании основаны, как правило, на совместной собственности. Значительную часть своей деятельности они осуществляют за пределами материнской компании. Для них характерны способность к быстрой перенастройке организации с изменением функций, широкое использование договорных отношений, увеличение возможностей образования временных объединений с другими партнерами, сохранение связей с материнской компанией и готовность в случае необходимости выделиться в самостоятельную организацию.

Широкое распространение получили ассоциативные и интегрированные структуры управления в виде национальных и транснациональных промышленных и финансово-промышленных групп, корпораций, холдингов, консорциумов, конгломератов, совместных предприятий и др.

Существенным фактором экономического развития являются предпринимательские способности, обеспечивающие самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на организацию производства, имея в виду получение прибыли или личного дохода, под свою имущественную и юридическую ответственность или под ответственность юридического лица. Они обеспечивают успешное функционирование предприятий, своевременную реструктуризацию производства с учетом меняющихся условий. В условиях рыночной экономики это предполагает развитие определенных социально-психологических качеств: потребностей и способностей к предпринимательской деятельности, развития чувства хозяина производства, овладение предпринимательским стилем экономического мышления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)