Особенности учебной деятельности на разных этапах обучения

Система основного образования в нашей стране включает уровни: дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.

На каждом из выделенных уровней выдвигаются свои специфические цели образования.

На уровне дошкольного образования – это формирование первоначальных представлений об объектах и отношениях в окружающем мире, доступных для восприятия и понимания ребенка.

На ступени начального образования – формирование базовых предметных и универсальных учебных умений и навыков.

На ступенях общего базового и общего среднего образования – овладение системой специальных предметных знаний и умений. В системах профессионального, среднего специального и высшего образования реализуются, в частности, цели, ориентированные на получение соответствующей профессиональной квалификации.

На различных этапах обучения учебная деятельность имеет особую специфику, связанную, в первую очередь, с возрастными особенностями обучающихся.

В связи с этим, характеризуя учебную деятельность, важно ориентироваться также на психологическую возрастную периодизацию (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):

  • дошкольный возраст (3 – 7 лет);
  • младший школьный возраст (7 – 11 лет);
  • младший подростковый возраст (12 – 15 лет);
  • старший подростковый возраст (15 – 17 лет);
  • юность (17 – 23 года).

Для воспитанника учреждения дошкольного образования (3 – 6 лет) ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры дошкольники познают мир, под руководством взрослого знакомятся с сущностью различных социальных ролей и соответствующих видов деятельности, пытаются контролировать и оценивать по предложенным критериям свои собственные действия. На этом образовательном этапе зарождаются предпосылки будущей учебной деятельности, поэтому важным является формирование у ребенка интереса к процессу познания, представлений о связи деятельности с определенными волевыми усилиями.

Существенное значение для процесса получения новых знаний имеет формирование умения ставить и принимать учебные цели. Самостоятельная постановка учебных целей для детей рассматриваемого возраста является непосильной задачей и осуществляется под руководством педагога.

Поэтому воспитанники дошкольного учреждения скорее принимают, чем ставят учебные цели. Но дошкольники уже способны осознать внешнюю (влияет на внешнюю мотивацию) или внутреннюю (воздействует на внутреннюю мотивацию) значимость целей деятельности.

Следовательно, сформулированная педагогом цель должна иметь не только доступную для понимания ребенком 6 – 8 лет, но и привлекательную форму и содержание. Именно интерес к процессу познания впоследствии обеспечит мотивационную основу учебной деятельности.

Учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка с момента начала систематического обучения, т.е. с поступлением в 1 класс. В этот период происходит интенсивное опосредованное формирование представлений обучающихся о структуре и технике осуществления учебной деятельности. Совокупность действий, регулярно выполняемых обучающимся под руководством педагога при освоении учебного содержания, является относительно устойчивой, что способствует постепенному овладению учебными умениями (постановкой цели, планированием последовательности действий, анализом и оценкой результатов и самого процесса выполнения действий, нахождением и исправлением ошибок).

Интересно
Учебная деятельность младших школьников отличается слабой осознанностью – они не воспринимают совокупность выполняемых действий как единый процесс, ведущий к конкретному результату. Обучающиеся данного возраста ведомы педагогом, они осуществляют каждое отдельно задаваемое им действие, концентрируясь только на его исполнении, не понимая ни практической, ни интеллектуальной значимости для
достижения общей цели.

Учебной деятельностью обучающихся на I ступени общего среднего образования управляет педагог: он ставит цели, осуществляет планирование и координацию, выявляет недостатки и контролирует качество.

В период обучения на I ступени общего среднего образования отмечается высокая учебно-познавательная активность обучающихся, но низкая осознанность и самостоятельность осуществления учебной деятельности.

Главными особенностями учебной деятельности младших школьников становятся результативность, обязательность и произвольность.

Результативность проявляется в наличии конкретных результатов осуществления деятельности (знаний, умений) и в выдвижении ряда требований к ним. Результативность систематически проверяется и оценивается.

Обязательность предполагает, с одной стороны, необходимость и регламентированность посещений учреждения образования, с другой стороны, непременность выполнения определенных действий, а также указаний педагога.

Произвольность предусматривает определенные волевые усилия обучающегося для осуществления обязательной учебной деятельности.

Важным новообразованием личности младшего школьника становится овладение универсальными учебными действиями,необходимыми для самостоятельного познания.

К таким действиям относят выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результата деятельности, моделирование, анализ изучаемого явления, синтез, классификация и другие.

Преобладающими мотивами учебной деятельности младших школьников являются познавательные и социальные.

В период с 9 до 15 лет относительно учебной деятельности сохраняются такие характеристики, как результативность, обязательность и произвольность, однако наряду с ними наибольшую значимость приобретают универсальность, абстрактность, рефлексивность и социальная зависимость.

Универсальность связана с полипредметностью учебного содержания. Абстрактность вызвана включением в изучаемое содержание значительного объема теоретических основ, что связано с развитием у подростка способности к смысловому, а не механическому запоминанию.

Рефлексивность проявляется во внимании обучающегося к своим собственным интеллектуальным операциям и их оценке. Социальная зависимость определяется, с одной стороны, необходимостью построения коммуникативных связей в процессе учебной деятельности с разными педагогами, учета особенностей их преподавания и педагогических требований, с другой стороны, высокой потребностью в общении со сверстниками, значимости их мнения и оценки.

На протяжении обучения на II ступени общего среднего образования (5 – 9 классы) у обучающегося совершенствуются универсальные учебные действия, учебная деятельность становится все более самостоятельной, сознательной и рациональной.

Учебно-познавательная активность отличается меньшей широтой и интенсивностью внешних проявлений, а самостоятельность нуждается в постоянном мотивационно-эмоциональном подкреплении. Существенное значение имеют положительные эмоции, связанные с оценкой, высказанной друзьями. Управление этой деятельностью (явное или косвенное) по-прежнему в значительной степени осуществляет педагог, на основании требований к результатам обучения и воспитания он строит образовательную стратегию и предлагает ее обучающимся.

В этот период ведущим мотивом поведения и учебной деятельности, в том числе, является стремление к самоутверждению, а также появляются мотивы, связанные с профессиональными намерениями.

Главная особенность учебной деятельности в старший подростковый и юношеский период (16 – 23 лет) – это избирательность как в отношении предмета, так и глубины его изучения, что обусловлено мотивом последующего приобретения профессии, выбором своего жизненного пути. В этот период учебная деятельность целенаправленна, осознаваема, личностно ориентирована.

Целенаправленность выражается в наличии у обучающегося собственных целей к осуществлению деятельности, которые могут усиливаться в помощью педагогического воздействия или конкурировать с образовательными целями, определяемыми педагогом. Целенаправленность связывается с получением конкретного, личностно значимого, реально востребованного и полезного результата (возможность, умение, преимущество).

Осознаваемость проявляется в понимании обучающимся значимости учебной деятельности, способности самостоятельно ее организовывать, планировать, осуществлять и контролировать. Личностная ориентированность связана со значимостью деятельности для выбранной обучающимся траектории его развития, поведения, самореализации, в первую очередь, в будущей профессии.

В период обучения в учреждении среднего специального или высшего образования учебная деятельность становится полноценной, поскольку обучающийся способен в большей степени самостоятельно осуществлять все ее этапы: понимать мотив, ставить цели, планировать последовательность действий, выполнять их, контролировать и оценивать процесс и результат, анализировать собственные действия, выявлять причины недостатков и исправлять их.

Главный мотив учебной деятельности студента или обучающегося в учреждении среднего специального образования – стремление к самореализации.

Именно на рассматриваемом этапе обучающиеся способны в полной мере проявлять ответственную самостоятельность при выборе глубины изучения предмета, времени и интенсивности собственных учебных занятий, качества достигаемого результата.

Однако образовательный процесс и в этот период организуется при непосредственном участии педагога, роль которого состоит в направлении деятельности обучающегося в нужное, согласно образовательным целям, русло как относительно изучаемого содержания, его объема, так и касаемо способов, приемов овладения им.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)