Сущность модульно-компетентностного обучения

Одним из перспективных путей продуктивного стимулирования эффективности учебной деятельности студентов через управление учебной активностью можно рассматривать внедрение в образовательный процесс модульно-компетентностного обучения.

Модульно-компетентностное обучение – это вид обучения, которое направлено на формирование и развитие у обучающихся всего спектра компетенций (личностной, академической, профессиональной) на основе специальной образовательной программы, состоящей из совокупности модулей.

Такое обучение реализуется посредством вариативного построения образовательных траекторий, создаваемых с учётом уровневой и специализированной дифференциации содержания учебной дисциплины и интенсификации управляемой самостоятельной учебной деятельности студентов.

Интересно
Дифференциация содержания учебной дисциплины выступает средством установления оптимальных соотношений
между потребностями рынка труда и личностными потребностями обучающегося. Вопросы дифференциации содержания учебной дисциплины исследованы в психолого-педагогических работах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Фирсова, Н. В. Бордовской, Д. Г. Левитеса, И. М. Осмоловской и др. 

Например, Б. Г. Ананьев отмечает, что дифференциацию содержания учебных дисциплин следует осуществлять в соответствии с возрастными стадиями психического развития обучающегося с их многоуровневой организацией и множественной детерминацией. Учёный также обосновывает необходимость комплексного изучения психических функций, отражающих взаимосвязь эволюции, структуры и механизмов перцептивных процессов с личностными и индивидуально-типическими свойствами человека, которые могут служить индикаторами его индивидуального развития.

В. В. Фирсов рассматривает характерные особенности уровневой дифференциации обучения, формулирует её концептуальные положения и особенности методики на основе «обязательных результатов».

Д. Г. Левитес выделил внешнюю и внутреннюю уровневую дифференциацию содержания учебной дисциплины, обосновал важность учёта интересов, склонностей, способностей обучающихся, достигнутых ими результатов, а также особенностей получаемой специальности.

Уровневая дифференциация заключается в учёте исходного уровня подготовки обучающихся и предполагает вариативность содержания учебной дисциплины, форм, средств и методов обучения. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации возможностей обучающегося как на отдельном учебном занятии, так и на протяжении всего образовательного процесса.

Такая дифференциация предполагает ознакомление обучающихся с обязательными требованиями образовательного процесса, направленное на осознанный индивидуальный выбор содержания образования и траектории наиболее полного развития в соответствии со способностями и интересами личности.

Специализированная дифференциация содержания учебной дисциплины заключается в учёте направления подготовки специалистов.

Содержание учебной дисциплины конструируется в соответствии с особенностями специальной подготовки, потребностями рынка труда. В зависимости от уровневой и специализированной дифференциаций варьируется содержание и объём учебных модулей одной и той же дисциплины.

Сочетание модулей учебной дисциплины гарантирует необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого учебного материала для обучения конкретной категории обучающихся, их самостоятельной работы и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Модуль – это единица педагогической системы, содержащая все инвариантные элементы этой системы: цели обучения, развития и воспитания; содержание обучения; дидактические процессы; организационные формы; преподаватели; обучающиеся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)