Блоки учебно-практического комплекса

В основу данного комплекса положены три взаимосвязанных блока: информационный, опытно-практический и рефлексивно-корректирующий.

Информационный блок призван создать условия для получения обучающимся качественной разнообразно представленной современной учебной информации, работа с которой может быть организована в удобной для студента и преподавателя форме и быть доступной в любое время.

Этот блок включает учебное содержание, которое предъявляется с развернутыми пояснениями и практико-ориентированными примерами посредством учебного пособия. Его краткая версия доступна в форме электронного опорного конспекта и интерактивного плаката.

Дополняют содержание справочные материалы учебные видеофрагменты и ориентация на использование в практической деятельности существующих информационных ресурсов.

Охарактеризуем каждый из компонентов.

Электронное учебное пособие содержит материал в соответствии с требованиями учебной программы. Теоретические положения подкрепляются примерами использования и развернутыми объяснениями, характеристиками.

Данное пособие должно иметь свою систему навигации, гарантирующую удобное перемещение от одного содержательного компонента к другому (от раздела к разделу, от определения к примеру, от визуализации к характеристике и т.п.).

Электронный опорный конспект – мультимедийное средство представления информации на основе системы опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов). Это более краткое изложение учебного содержания с использованием разнообразных графических и символических средств. При необходимости каждый элемент можно «развернуть» – вызвать на экран более подробное объяснение, проиллюстрировать примерами.

Интерактивный плакат – многофункциональное средство локального представления информации. Такой плакат содержит необходимую ключевую информацию по всему разделу, представленную схематически на одном листе (структурно-логическая схема) и имеет интерактивную навигацию.

По требованию пользователя можно демонстрировать каждый из составных элементов в более развернутом виде с примерами и графическими изображениями (графиками, рисунками и т.д.). А также перейти к рассмотрению темы в формате учебного пособия или электронного опорного конспекта.

Особую значимость приобретает описание области и способов применения изучаемых явлений, их влияния на качество производственных процессов, важно данные факты продемонстрировать с использованием видеоизображений. Данное описание является частью содержания учебного пособия, но при необходимости может быть вызвано отдельно по электронному запросу пользователя.

Учебные видео материалы – это видеоролики, позволяющие наблюдать изучаемые явления без непосредственного
участия в них как обучающегося, так и педагога. В реальном учебном процессе можно показать далеко не все явления, процессы или реакции из-за трудоемкости, небезопасности, высокой стоимости, скоротечности или долговременности протекания.

Видеоформат позволяет решить эти проблемы и дает возможность наблюдать важные для изучения дисциплины явления не только на учебном занятии, но и вне его, при необходимости увеличить или уменьшить, остановить или вернуть изображение. Данные материалы должны быть не только полезными для обучения, но и эффектными, способными вызвать интерес к соответствующей теме.

Справочный материал представлен в виде кратких статей, в которых определяются актуальные понятия, предлагаются соответствующие таблицы значений и т.п.

Интересно
В настоящее время создано значительное количество вспомогательных ресурсов, использование которых позволит облегчить расчеты или построения. Сведения о них могут быть полезными не только в процессе профессиональной деятельности, но и при обучении. Именно такие ресурсы, отвечающие требованиям качества, должны быть охарактеризованы (включая особенности их использования и ограничения, преимущества и недостатки) в теге «Описание возможностей применения ИТ продуктов».

Важной составляющей информационного блока является инструкционно-методические указания по практическому использованию теоретических сведений, инструкции и примеры их выполнения, описание типичных ошибок, причин их возникновения и последствий не устранения. В состав данного компонента целесообразно включить инструкцию по использованию иных электронных ресурсов при выполнении практико-ориентированных заданий, а так же сориентировать обучающихся в использовании возможностей виртуального исследовательского центра при поиске и выборе решения.

Опытно-практический блок предназначен для создания условий к сознательному и продуктивному применению студентами полученных знаний и проверке их полноты в ситуациях, имитирующих реальный производственный процесс.

Данный блок включает банк практико-ориентированных заданий, содержащий материал для организации как практических занятий, так и для тематического контроля, домашней работы, для более глубокого изучения каждой из тем.

Особый интерес представляет виртуальный исследовательский центр, основная задача которого – позволить пронаблюдать различные последствия принятых решений в условиях виртуального производственного процесса, проверить идеи и гипотезы, попробовать принять участие в экспериментальной работе. Данный центр включает практическую мастерскую и научную лабораторию.

Практическая мастерская – это своего рода симулятор для апробации на практике теоретических знаний, накопления опыта осуществления профессиональных действий. 

Научная лаборатория – интерактивный ресурс, подготавливающий студентов к осуществлению исследовательской деятельности: выдвижению и обоснованию гипотез, подготовке экспериментов, анализу и оценке полученных результатов, формулированию выводов, разработке инновационных проектов.

Оценку учебной деятельности призван осуществить рефлексивно-корректирующий блок, который включает результаты выполнения практико-ориентированных заданий, оценочные шкалы и характеристики, рекомендации и систему фиксации динамики учебных достижений студента.

Результаты выполнения практико-ориентированных заданий содержат сведения о правильности и способах выполнения заданий, подробные объяснения и иллюстрацию возможных последствий ошибочных решений. При необходимости студент может не только соотнести полученный ответ с правильным, но и выяснить, на каком этапе решения он допустил ошибку или познакомиться с иным способом решения проблемы. Иллюстрация возможных последствий может стать предостережением к невнимательному отношению к профессиональным обязанностям, дисциплинировать будущего специалиста.

Наличие оценочных шкал, соотнесение различных баллов с уровнями усвоения материала и предоставление соответствующей характеристики учебных достижений способствует получению оценки за каждую работу, что позволит своевременно выявлять и ликвидировать пробелы в усвоении материала, повысить эффективность учебной деятельности студентов.

Тег «Рекомендации» содержит указания к продвижению студента по его индивидуальной образовательной траектории, в соответствии с которыми можно как откорректировать объем и глубину знаний по указанной теме, так и повысить уровень овладения практическими и исследовательскими умениями.

Важной составляющей является система фиксации личных достижений студента при изучении дисциплины. Отмечать успехи студента целесообразно относительно изучения отдельных теоретических компонентов содержания и степени овладения профессиональными умениями.

Однако отметка об уровне достижения образовательных целей не является единственно значимой для будущего специалиста, полезно по мере выполнения практико-ориентированных заданий и творческих проектов создать личное портфолио, которое позволит судить о возможностях студента не только преподавателям, но и в будущем работодателям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)