Педагогические условия повышения эффективности учебной деятельности студента

В исследованиях, посвященных процессу обучения, существенное внимание уделяется различным аспектам: дидактическому, психологическому, педагогическому, организационному, социальному.

Так, многие исследователи отмечают, что для успешного функционирования и развития любой системы, в том числе и образовательной, необходимо соблюдение определенных условий, например: психолого-педагогических, педагогических, дидактических, организационно-педагогических, методических.

В толковом словаре русского языка понятие «условие» объясняется как:

  • обстоятельство, от которого что-либо зависит;
  • требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон;
  • правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности.

В философском словаре условие трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира.

В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются».

Условие можно рассматривать и как «обстоятельство, специально создаваемое исследователем, при котором возможно то или иное его эффективное действие».

А.С. Белкин, Л.П. Качалов, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и другие рассматривают условия в педагогике как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогическую комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.

В соответствии отмеченными мнениями педагогические условия повышения эффективности учебной деятельности
нами рассматриваются как специально создаваемые обстоятельства, совокупность педагогических мер, соблюдение которых обеспечит получение качественного образовательного результата наиболее рациональным способом.

В результате проведённого анализа психолого-педагогической литературы и научных исследований (А. К. Анохин,
А. Г. Балл, Н. А. Бернштейн, О. В. Григораш, В. В. Давыдов,Е. И. Машбиц, С. Л. Рубинштейн, А. И. Турбилин, Д. Б. Эльконин и др.) по данной проблематике, а также выделенных факторов, влияющих на эффективность учебной деятельности студентов, можно констатировать, что при организации образовательного процесса целесообразно:

  • учитывать особенности осуществления учебной деятельности в соответствии с возрастом обучающихся;
  • строить образовательный процесс на основе выполнения обучающимся всех этапов учебной деятельности (постановка цели, планирование, выбор и осуществление действий, контроль, коррекция, рефлексия);
  • сформировать положительную внутреннюю мотивацию обучающихся к процессу обучения;
  • обеспечить содержательную преемственность изучаемого материала;
  • стимулировать познавательную активность обучающихся;
  • использовать методику обучения, соответствующую реальным возможностям конкретной группы обучающихся.

Таким образом, для повышения эффективности учебной деятельности студентов нами определены следующие педагогические условия:

  • обеспечение убежденность студента в значимости и необходимости получения им собственного образовательного результата в данной области (дисциплине, теме), что будет способствовать формированию положительной внутренней мотивации к учебной деятельности;
  • стимулирование обучающегося к определению цели учебной деятельности (что именно нужно узнать, чему научиться, каким образом и где эти знания, умения и опыт затем использовать), что позволит повысить осознанность выполняемых действий и обусловит развитие познавательной активности;
  • совместное со студентами составление плана действий и определение их рациональной последовательности при расчете на максимальный образовательный эффект, что предоставит возможность обучающимся проявить самостоятельность и ответственность, целенаправленно осуществлять учебную деятельность за пределами учреждения образования;
  • выявление наиболее действенных способов, средств (в том числе и содержание) достижения поставленной цели, что будет стимулировать познавательную активность и обеспечит рациональность физических и интеллектуальных затрат;
  • установление и доведение до сведения студентов эталона образовательного результата, критериев и показателей его оценки, что будет способствовать адекватной самостоятельной оценке обучающихся процесса и результата своей деятельности, своевременному принятию решения о необходимости и способах ее коррекции;
  • использование внешней оценки результатов, способов деятельности обучающегося, что позволит избежать искажения образовательного результата.

Таким образом, нами определены сущность и структура учебной деятельности, выявлены ее особенности на различных этапах обучения. Особое внимание уделено определению внутренних и внешних факторов и педагогических условий эффективности учебной деятельности студента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)