Особенности противоречий и их влияние на течение конфликтов

Противоречия, порождающие организационные конфликты, могут быть классифицированы, исходя из характера противодействия между субъектами. В этом случае выделяются межличностные противоречия, межгрупповые противоречия, противоречия между отдельным человеком и группой.

Таким образом, анализ конфликта начинается с выделения вовлеченных ~ него субъектов и их характеристик. При этом следует иметь в виду, что отдельные работники, участники конфликтного взаимодействия, выступают носителями множества ролей как в рамках институциональных подсистем организации так и в неформальном и внеформальном взаимодействии. В связи с этим у конфликтующих субъектов в отношении друг друга возникают разнообразные системы ролевых ожиданий. Все это существенно отражается на «рисунке конфликта»

Так противоречие, переживаемое в рамках одной системы отношений и взаимодействий, почти с неизбежностью «обогащается» дополнительными элементами за счет его отражения субъектом в структуре его многообразных ролей, функций и ожиданий.

Противодействие между участниками организационного конфликта может реализоваться в рамках всех четырех подсистем поведения (формального, неформального, внеформального, технологического), с использованием соответствующих им средств и приемов. При этом нет однозначной связи между природо’
средств для достижения цели, используемых в противодействии, и природой противоречия. В организационных конфликтах постоянно наблюдается «смешение жанров», когда, например, межличностные противоречия, содержательно не отражающие организационные факторы, разрешаются административным способом т. е. средствами институциональной подсистемы, а деловые конфликты обрастают эмоциональными компонентами (антипатией, враждебностью, настороженностью), что приводит к постепенному его перерождению в межличностный конфликт.

Другими словами, можно сказать, что люди, вовлеченные в конфликт, может проявлять себя во всем многообразии реализуемых ими ролей вне зависимости от сюжета и характера противоречия. Это существенно затрудняет управление конфликтами в организации.

При вовлечении в противодействие представителей одного организационного уровня говорят о горизонтальном конфликте. Если же субъекты конфликта относятся к различным организационным уровням — о вертикальном. Причастность субъектов конфликтного взаимодействия к одному и тому же или разным организационным уровням определяет доступность им тех или иных средств противоборства.

В межличностных конфликтах пониманию истинной диспозиции сил мешает явление, описанное авторами книги «Внимание: конфликт». Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк ввели понятие «ранг оппонента». Оппонентом первого ранга они назвали индивида, преследующего собственные цели и выступающего от собственного имени. Оппоненты второго ранга — группа, преследующая корпоративные цели и т. д.

Институты, выступающие на основе закона и от имени государства, представляют самый высокий ранг оппонентов. Если имеет место межличностный конфликт, то конкретные лица могут быть оппонентами либо одного, либо разных рангов, т. е. могут представлять интересы различных по уровню общностей, вплоть до государства.

Таким образом, конфликтующие стороны могут характеризоваться с точки зрения их иерархического уровня; ранга как участника конфликта; склонности переносить конфликтные отношения на многообразие ролевых отношений.

Существует определенная связь между сторонами (участниками) конфликта и сущностью противоречий, вызывающих конфликт. Так, причиной конфликта между личностью и группой может быть нарушение
членом сообщества корпоративных норм, демонстрация недостаточного уровня идентификации с группой, нарушение установленных санкций по отношению к «провинившемуся» члену группы. При этом «отбившийся» от нее может быть оппонентом любого ранга, представляя как собственные интересы, так и интересы иных групп или структур более высокого уровня.

Примерами межгрупповых конфликтов в организации могут быть противодействия между общественными организациями и администрацией, между линейными руководителями и представителями штабных подразделений, между различными службами и подразделениями. Понятно, что содержание противоречий может быть связанным с социальной, организационной, экономической, технологической сферами деятельности организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)