Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения

Теоретическим основанием для разработки образовательных программ, дающим наибольшую отдачу, является концепция непрерывной профессионализации личности, представления о системном строении трудовой деятельности и полной психологической структуре труда. Все это предполагает обеспечение определенной преемственности при включении профессионалов в образовательные программы и их содержательном наполнении, соответствующем определенным требованиям.

Вопрос содержания программ (чему учить?) в рамках освоения нового или повышения квалификации актуален не только с точки зрения профессионалов, но и психологов. Оказывается, существуют некоторые общие правила, обусловленные закономерностями построения трудовой деятельности, которые должны отражаться в учебных программам, независимо от того, что осваивается и при помощи каких методов и приемов предполагается осуществить освоение соответствующего содержания.

Остановимся более подробно на психологических аспектах, позволяющих определить содержание образовательных программ. Психологам необходимо ориентироваться в этом, поскольку они осуществляют психологическую экспертизу образовательных программ, которые предлагаются организациям различным образовательными учреждениями.

Предпосылками эффективной подготовки является ее соответствие таким принципам, как системность, комплексность, непротиворечивость, оптимизация объема и сложности предлагаемой информации. Экспертиза содержания образовательных программ по повышению квалификации, таким образом, направлена на установление степени реализации этих принципов в конкретных программах.

Принцип системности при компоновке материала программы реализуется какое отражение в изучаемом материале целостности технологического алгоритма. Каждое отрабатываемое в процессе профессиональной подготовки умение должно осваиваться во взаимосвязи с целостным представлением о содержании профессиональной деятельности. Только в этом случае оно приобретает смысл, будучи связанным с пониманием сущности тех закономерностей, которые обусловливают целесообразность алгоритмов выполнения конкретной профессионально задачи. Условно это положение можно было бы обозначить как требование системности в представлении технологической последовательности операций (технологического
алгоритма).

О соблюдении принципа системности в формирующем воздействии следует судить по тому, в какой степени процесс формирования умений охватывает все классы трудовых действий, реализуемых применительно к конкретным объектам конкретными профессионалами.

Так, если иметь в виду производственную деятельность, по своему характеру трудовые действия подразделяются на:

  • эксплуатацию, которая имеет целью получение основного продукта;
  • коррекцию, которая включается в процесс эксплуатации и обеспечивает нормальное (заданное технологией) протекание технологического процесса или функционирования механизмов;
  • профилактику отклонений или отказов машин и механизмов, направленную, в отличие от коррекции, не на уже возникшее отклонение, а на потенциально возможное;
  • ремонт, направленный на устранение поломки машин и механизмов или технологического нарушения.

В программах подготовки, соответственно, должны найти отражение разделы, посвященные формированию всех классов умений. В структуру перечисленных умений могут входить сенсорные, умственные и моторные действия. Таким образом, системность при формировании профессиональных умений также реализуется через отработку всех этих типов. Понятно, что сенсорные и моторные действия не могут отрабатываться на основе лишь теоретических занятий, следовательно, если отрабатываемые умения базируются на этих действиях, то полноценная программа должна включать специальные формы тренинга.

Реализация принципа системности при формировании профессиональных знаний и умений также предполагает отработку и познавательных действий (понимания, рассуждения, оценивания). Они реализуются любыми профессионалами.

Сущность их такова:

  • понимание необходимо, чтобы впоследствии припомнить, узнать, обогатить имеющиеся знания или чтобы действовать, наметить программу достижения требуемого результата;
  • рассуждение нацелено на формирование гипотез, эвристическое развитие;
  • оценивание направлено на формирование суждений, которые приписывают объект или ситуацию к какой-либо категории.

Перечисленные познавательные действия встраиваются в различные по своим функциям умственные операции: контроль, диагностика, планирование, прогнозирование, принятие решений. Принцип системности при формировании профессиональных знаний и умений реализуется также через полноценное освоение действий, связанных с диагностикой, планированием, контролем, прогнозированием, принятием решения, обеспечивающих полноценное достижения целей в любой деятельности.

Наряду с системностью предоставления материала, качество подготовки специалистов определяется комплексностью используемых методов его отработки, сочетанием теоретических и практических занятий, использованием различных тренинговых технологий.

Реализация принципа непротиворечивости обеспечивается тем, что предлагаемые материалы не должны порождать противоречий:

  • на уровне цели, когда используемое формирующее средство не способно в принципе обеспечить решение поставленной задачи, например, формирование коммуникативной компетентности — только с опорой на теоретические занятия, моторных навыков — только как изучение правил выполнения конкретных операций;
  • на уровне сведений (например, благодаря несочетаемым рекомендациям, конкурирующим сведениям, касающимся сути процесса и деятельности в целом);
  • на уровне мотивов деятельности (например, использование слишком легких или, наоборот, совершенно непонятных заданий).

Не менее значимым при подготовке и оценке учебных программ оказывается вопрос об оптимизации объема учебного материала. Она достигается тем, что каждое конкретное умение должно отрабатываться во взаимосвязи с целостным представлением о содержании профессиональной деятельности, т. е. опираться на системное знание слушателей. Следовательно, нельзя полностью исключить из программы теоретическое знание.

Таким образом, психологически грамотная образовательная программа с точки зрения ее содержания должна соответствовать рассмотренным выше принципам. Психологическое обеспечение, относящееся к оптимизации программ подготовки состоит в анализе состава задач и компетенций, которые характерны для конкретных должностей, чтобы обосновать программы подготовки или повышения квалификации, и экспертизе предлагаемых образовательных программ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)