Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений

В основе теоретически разрабатываемого психологического обеспечения планирования карьеры лежит концепция непрерывной профессионализации субъекта деятельности. Это целостный процесс становления личности специалиста профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение
всей профессиональной жизни человека и завершается, когда тот прекращает свою профессиональную деятельность.

Таким образом, работ человека в организации неразрывно связана с процессами профессионализации В этом смысле карьера профессионала выступает и как выражение, и как уело вне непрерывной профессионализации субъекта деятельности. В каких-то случаях она помогает полностью раскрыться всем возможностям профессионал. Это бывает в тех случаях, когда перемещения с одной должности на другую
позволяют специалисту постоянно самосовершенствоваться и профессионально развиваться, в результате чего возникает положительный баланс между требованиями профессиональной деятельности и возможностями профессионала. Не исключены и такие варианты карьеры, когда она может стать тормозом профессионального развития личности, а при соответствующей личностной направленности — источником внутреннего конфликта и неудовлетворенности жизнью в целом.

Какие аспекты профессионализации оказываются важными для планирования карьеры?

  1. Профессионализация выступает и как часть жизненного пути человека. Важным является, какое место профессиональная деятельность занимает в системе жизнедеятельности человека: она определяет жизненные ценности или более широкие ценности, которые влияют на профессиональные. Планирование карьеры должно учитывать эти взаимосвязи.
  2. При благоприятных условиях профессионализация выступает фактором развития личности. Профессионал, оказавшись перед необходимостью решения конкретных профессиональных задач, развивает в себе не только полезные умения, но и фиксирует новые для себя ценности, формирует свойства личности и т. п. Развитие карьеры также может ставить перед человеком задачи, требующие определенных личностных трансформаций. Кроме того, внешние побуждения накладываются на определенный личностный фон, на уже сложившиеся тенденции развития личности. Как соотносятся векторы этих составляющих развития человека? Не противодействуют ли они друг другу? Или же при недостаточном взаимодействии ведут к социальной дезадаптации человека или негативным социальным последствиям? Например, наличие выраженных мотивов власти, навыки их реализации и административные условия такой реализации могут послужить и целям организации, но, в случае чрезмерной выраженности всех составляющих, и обусловить проблемы.
  3. Профессионализация может рассматриваться как специфическая форма активности человека. В ее рамках возможно выделить ее мотивы (что заставляет человека развиваться в профессиональном плане), действия, средства. Реализация карьеры способна так или иначе создать предпосылки для этой формы активности. Понятно, что профессиональное обучение дает специальные
    знания, формирует определенные навыки, изменяя социальный статус субъекта — от ученика к профессионалу, но некоторые этапы карьеры могут ограничить иные возможности реализации этой активности. Например, в эпоху, когда Интернет еще не был изобретен, специалист, продвигаясь вверх по административной «лестнице» и переезжая работать в отдаленный филиал компании, мог испытывать чувство оторванности от своей профессиональной общности.
  4. Процесс профессионального становления специалиста, рассматриваемый в аспекте его динамики, может протекать различно: постепенно, бесконфликтно и бескризисно в рамках одной профессии; бурное развитие на начальных стадиях становления может далее ограничиться, сопровождаться последующим снижением темпа и спадом; протекать ступенчато, сопровождаясь кризисами и внутриличностными конфликтами. Карьера может отражать эту специфику профессионального развития специалиста, но, безусловно, организация заинтересована в предсказуемом сотруднике, способном эффективно функционировать в своей должности вне зависимости от специфики момента профессионального развития. Именно поэтому психологическая консультативная помощь может быть достаточно актуальной и востребованной.

Таким образом, планирование карьеры — не только одно из условий повышения эффективности организационной деятельности, оно способно стать и средством профессионализации специалиста. Вместе с тем, только при системе пожизненного найма, что характерно исключительно для Японии, и профессионализация, и карьера развиваются в рамках одной организации. В отечественных условиях,
и ранее, и теперь, не очень значительная часть работников имеет возможность сохранить преданность одной организации, проработав в ней с первых дней своего трудового пути вплоть до пенсии. Чаще карьера развивается не только за счет внутриорганизационных перемещений, но и за счет перехода в другие организации.

Наличие ограничений для развития карьеры, которые обусловлены особенностями организации, предопределяют значимость такого свойства профессионала, как мобильность. Динамичное развитие карьеры в большей степени возможно при сотрудничестве мобильного профессионала и организации, проводящей открытую кадровую политику.

Еще одним немаловажным аспектом, влияющим на планирование карьеры, является этап развития профессионала, когда он оказывается в новой для него организации.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)