Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов

Хотя считается, что обучение персонала — хорошее вложение капитала, все же не снимается вопрос об оценке эффективности участия работников в конкретных образовательных мероприятиях. Когда речь идет об обучении новым приемам работы в производственной сфере, в психологии и профессиональной педагогике существует система оценки тех изменений, которые происходят в деятельности обучающегося и являются следствием данного обучения.

К их числу относят:

  • улучшение результатов деятельности, снижение колебаний в производительности труда, продолжительности выполнения отдельных рабочих приемов;
  • устранение лишних движений;
  • автоматизацию движений;
  • ускорение темпа работы, освоение нужного ритма;
  • изменение интенсивности в комбинации движений;
  • снижение утомляемости;
  • изменение внимательности;
  • изменение ориентации во времени.

Хорошие показатели обученности — это снижение брака, ошибок, широкий перенос освоенных приемов работы на иные условия; сокращение времени овладения иными трудовыми навыками; устойчивость и востребованность вновь приобретенных умений.

Не менее существенным является показатель удовлетворенности участием в образовательных программах. Интересны в этом контексте данные В. Ю. Большакова, сравнившего уровень удовлетворенности участием в профессиональной подготовке, который испытывали несколько групп предпринимателей через два месяца после окончания обучения. Часть из них участвовала в лекционно-семинарских занятиях, часть — в тренингах. Тематически и по объему информации эти программы не различались. Слушателей попросили оценить обучение по пятибалльной шкале. В группах, прослушавших лекции и посетивших семинары, средняя оценка составила 3,7 балла, а у прошедших тренинг — 4,4 балла. Эти данные можно трактовать как возникновение в тренинговых группах положительного эмоционального фона, но можно рассматривать и как отражение того, что информация, освоенная благодаря тренинговым процедурам, более «употребима» в практической деятельности.

Использование различных образовательных программ позволяет подготовить персонал для занятия вакантных должностей на предприятии. Многие компании считают более выгодным использовать в этих целях своих специалистов, прошедших дополнительную подготовку, чем поиск, отбор и приспособление к условиям деятельности компании новых сотрудников. Таким образом, показателем успешности обучения специалиста с последующим его внутриорганизационным перемещением будет его состоятельность в новой для него области компетенции.

Показателями успешности участия в образовательных программах является расширение кругозора сотрудников, которое позволяет им более осмысленно выполнять свои профессиональные обязанности. Но степень востребованности полученных знаний оценивается на основе высказываемой удовлетворенности слушателей.

Психологическими показателями изменений, которые стали следствием участия в образовательных программах, могут быть:

  • изменение установок в отношении значимых аспектов деятельности;
  • изменение представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности;
  • появление новых мотивов, выступающих регуляторами профессиональной деятельности;
  • приобретение навыков рефлексии и саморегуляции;
  • выстраивание полноценной системы ориентиров профессиональной деятельности;
  • переход на более высокую ступень профессионализма.

Проблема состоит в том, что сложно разработать приемы выявления указанных изменений, хотя эта задача может быть решена вполне корректно. Во всяком случае ее решение применительно к конкретным образовательным программам является еще одной из составляющих психологического обеспечения управления человеческими ресурсами.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)