Основные психологические особенности студенческого возраста

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально важных качеств личности.

Ранняя юность (14-18 лет):

  • формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных,  волевых качеств;
  • происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания;
  • возраст волевой регуляции;
  • возраст концентрации внимания, увеличивается объем памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
  • появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
  • формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
  • увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
  • стремление к самоутверждению, своей независимости, оригинальности;
  • пренебрежение к советам старших;
  • критиканство, проявление недоверия;
  • сухой рационализм, практицизм;
  • стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;
  • стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности;
  • отсутствие подлинной самостоятельности, приверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость, конформизм по отношению к сверстникам;
  • завершено половое созревание, формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
  • возникает первое чувство любви, дружбы;
  • происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
  • недостаточное осознание последствий своих поступков.

Поздняя юность (18-25 лет):

  • зрелость в умственном, нравственном отношении;
  • убежденность, сложившееся мировоззрение;
  • чувство нового;
  • смелость, решительность;
  • способность к увлечению;
  • оптимизм, самостоятельность, прямолинейность;
  • критичность и самокритичность, самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
  • скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
  • сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
  • неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремление воздействовать окриком;
  • пик интеллектуальных и познавательных возможностей;
  • принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;
  • выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Новые условия деятельности в вузе – это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)