Психологическая характеристика преподавателя

В организации учебно-воспитательного процесса вуза личность педагога, требования к нему, формируемые по отношению к нему ожидания общества играют первостепенную роль. Ведущая роль преподавателя в учебном процессе отмечалась классиками педагогической мысли, начиная с как Я.А. Коменского, И. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

П.Ф. Кантерев отметил «специальные учительские свойства», к которым отнес «знание учителем преподаваемого предмета, степень научной подготовки по данной специальности, широкое образование, знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами, знании свойств детской натуры, преподавательское искусство, личный педагогический талант и творчество, педагогический такт, педагогическую самостоятельность».

Наряду со «специальными» свойствами (умственными) он выделил и личностные («нравственно-волевые») свойства, к которым отнес беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержку, самокритичность, подлинную любовь к детям, желание самосовершенствоваться, стремиться к саморазвитию.

Педагога высшей школы характеризуют его профессиональные знания и качества и их соответствие тем функциям, которые он должен реализовывать в педагогическом сотрудничестве со студентами, а также его личные качества как субъекта учебной деятельности.

Психологический анализ учебного сотрудничества преподавателя и студента характеризуют:

  • во-первых, целенаправленность, активность и мотивированность деятельности, хотя цели и мотивы деятельности каждого могут быть разными;
  • во-вторых, ролевая позиция студента и педагога, их сотрудничество и общение.

Важно отметить комплементарность (взаимодополняемость) этих ролей, их взаимообусловленность.

Третье, что определяет обоих субъектов учебной деятельности – это обусловленность учебной деятельности, их индивидуально-психологические особенности и те отношения, в которые каждый их них вступает в преподавательском или студенческом коллективе.

Педагогическое общение как форма сложного взаимодействия обучаемого и обучающего предполагает, что хотя студент является активным субъектом учебной деятельности, общения, однако само педагогическое общение не может организовано без направляющей помощи преподавателя. 

Поэтому преподаватель выступает в качестве инициативной стороны педагогического общения. При этом роль преподавателя сводится к тому, чтобы правильно предусмотреть, организовать, направить учебную деятельность студента, предоставляя ему максимум самостоятельности. В таком случае к личности преподавателя предъявляются высокие требования в плане его компетентности, дидактичности, коммуникативной компетенции, общей культуры поведения.

В трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Сластенина, И.В. Страхова выделены основные компоненты профессиограммы учителя. Профессиограмма учителя предполагает анализ основных педагогических функций, реализующих их действий (умений) и лежащих в их основе способностей. Другими словами, психологическая характеристика преподавателя включает характеристику его способностей – умений, посредством которых реализуются основные педагогические функции.

Н.В. Кузьмина определила основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая), которые во многом совпадают с педагогическими способностями.

Изучением педагогических способностей занимался Ф.Н. Гоноболин, который выделил дидактические, академические, перцептивные, экспрессивные, авторитарные, коммуникативные, организаторские педагогические способности. Эта трактовка была развита Н.Д. Левитовым, В.А. Крутецким.

Эти способности имеют следующее содержание:

  1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное – понятным. Профессиональное мастерство включает в себя способность не просто доходчиво преподносить материал, но и способность организовывать самостоятельную работу, самостоятельное получение знаний.
  2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе, юриспруденции и др.). Способный педагог знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.
  3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир студента, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности студента и его временных психических состояний. Способный педагог по незначительным признакам, внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии студента.
  4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли. Чувства с помощью речи, мимики и пантомимике. Речь способного педагога на занятии всегда обращена к студенту. Его речь должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли должно быть ясное, простое, понятное.
  5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовывать студенческий коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
  6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств педагога, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание студентов, от убежденности в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
  7. Коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный подход к студенту, установить с ним целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения. Наличие педагогического такта.
  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности студента, связанном с представлением о том, что из учащегося получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств студента.
  9. Способность к распределению внимания – способность следить одновременно за несколькими видами деятельности. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли и мысли учащихся, в то же время держит в поле внимания всех студентов, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой, походкой).

С анализа, осознания наличия и уровня развития этих способностей и должна начинаться самоподготовка и профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы.

Педагогические функции

Осознание педагогических функций делает деятельность педагога более четкой, регулируемой, более результативной.

Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях, складывается из совокупности самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания).

Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях Определенная совокупность таких разнородных действий и определяет ту или иную функцию.

Все педагогические функции разделяют на две группы: целеполагающие и организационно-структурные.

В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие студента) и информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

В группу организационно-структурных функций входят конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая функции.

Конструктивная функция обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; проектирование деятельности студентов, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия со студентами.

Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений со студентами, с другими педагогами, с администрацией.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

  • содержания и способов воздействия на других людей;
  • возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
  • особенности процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Эти четыре педагогические функции – конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая – предполагают высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека.

Анализируя умения учителя в целом, следует отметить, что все они сводятся к трем основным:

  • умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;
  • умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
  • умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы решения конкретной педагогической ситуации. (Педагогическая ситуация рассматривается как «единица» учебного процесса).

Решение педагогических задач предполагает высокий уровень умственной деятельности, интеллектуальной активности педагога.

Каждый, входящий в структуру интеллекта психический процесс (восприятие, память, мышление и внимание) становится для преподавателя объектом осознания и управления.

Психологическая характеристика преподавателя включает рассмотрение соответствия человека этой деятельности. Выделяется три плана такого соответствия.

Первый – это предрасположенность. Она предполагает норму интеллектуального развития человека, положительный эмоциональный тон (стеничность эмоции) и нормальный уровень коммуникативных и лингвистических способностей.

Второй план соответствия преподавателя своей профессии – это личностная готовность к преподавательской деятельности. Она заключается в широкой и системной профессиональной компетентности, социально значимой направленности личности, в наличии коммуникативной и дидактической потребности.

Третий план – включенность в педагогическое общение. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за его реакцией, адекватно реагировать на него.

Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей вырабатывает свой индивидуальный стиль.

Стиль общения преподавателя очень важен для анализа преподавательской деятельности. Выделяют три основные стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский).

Применительно к педагогической деятельности В.А. Кан-Калин отметил, что в стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

В стиле общения преподавателя должны быть внимание к мыслительному процессу ученика (малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения), наличие эмпатии (умение поставить себя на место ученика, понять цель, мотивы его деятельности), доброжелательность; рефлексия (непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога).

Доверие, свобода, раскованность, отсутствие страха, радостное отношение к преподавателю, учению, стремление к доброжелательному взаимопониманию – вот чем определяется нужный стиль общения.

Отсутствие такого демократического стиля, окрик, сарказм, неуважительное отношение к студенту, проявляющиеся и в стиле поведения преподавателя и в его общении, сводят на нет всю систему обучения, какой бы содержательной и методически правильной она ни была.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)