Взаимосвязь обучения и развития
Обучение и развитие тесно связаны между собой. Развитие есть сложное, эволюционно-поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, деятельностные, поведенческие изменения в самом человеке. Развитие, особенно личностное, не прекращается до конца жизни. Это означает что проблема управления развитием студента в процессе его обучения является достаточно актуальной.
Таким образом, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, но в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно ориентироваться на завтрашний день.
Исходя из такого понимания связи обучения и развития, Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития.
Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.
Как подчеркивает Л.В. Занков, «неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию школьников».
Изменения должны быть и в углублении учебного материала, в большом анализе теоретического анализа, обобщения, развивающего творческое мышление студента.
Характеристика психического развития обязательно включает в себя анализ его движущих сил.
Ими являются разного рода противоречия:
- между потребностями человека и внешними обстоятельствами;
- между возрастающими способностями (физическими, духовными) и старыми формами деятельности;
- между потребностями и способами их удовлетворения;
- между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалектическими противоречиями
между новым и старым.
Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым
уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.
Психическое развитие человека осуществляется по линии развития познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов сознания); по линии психологической структуры деятельности (цели, мотивы, их соотношение, способы и средства) и по линии развития личности (направленность, ценностные ориентации, самосознание).
Развитие человека на протяжении всей жизни осуществляется по этим показателям, что не может не учитывать преподаватель в своем взаимодействии со студентами, целенаправленно воздействуя на ту или иную линию.
Таким образом, психическое развитие имеет два признака:
- изменчивость развития – изменения, которые происходят постоянно;
- движение в сторону совершенствования – улучшение человека.
Выделяют следующие виды возрастного развития человека:
- онтогенез – существенные изменения, совершенствование индивидуального развития человека;
- филогенез – развитие вида;
- возрастное развитие – развитие человека по возрастным периодам.
Каждый период имеет свою характеристику.
Возраст характеризуется с трех сторон:
- созревание органов (структурное и функциональное);
- ведущая деятельность (общение, игра, учеба, труд);
- психика.
Диагностические признаки развития – это те признаки, по которым узнаем, совершенствуется ли обучаемый, переходит ли он от низших форм к высшим. Выделяют следующие диагностические показатели.
Познавательная деятельность. Процесс познания проявляется в переходах ребенка от незнания к знанию, от простой осведомленности к познанию наук, от конкретных единичных понятий к обобщенной абстракции.
Признаки переходов:
- изменяется, совершенствуется сознание;
- изменяется отношение обучаемого к миру, людям, себе (от удовлетворения органических потребностей он переходит к потребностям духовным);
- наблюдается переход от простых эмоциональных состояний к высшим чувствам;
- от занимательных интересов он переходит к познавательным;
- от оценки себя другими к самооценке;
- от управления поведением со стороны других людей к самоуправлению;
- в психических действиях (в потребностях, интересах, чувствах, эмоциях, воле).
Совершенствование ведущего вида деятельности (как внутри одной, так и при переходе от одной ведущей деятельности к другой) происходит развитие психики, совершенствование личности осуществляется через активную деятельность. На каждом возрастном этапе имеется ведущий вид деятельности (эмоциональное общение, предметная (учебная) деятельность, социально-ролевая игра, труд).
Условиями нормального развития являются:
- Нормальная работа головного мозга, коры, центральной нервной системы.
- Нормальное созревание внутренних органов, кровеносной, выделительной, дыхательной систем.
- Нормальное развитие и созревание анализаторных систем (слуха, зрения).
- Своевременно начатое обучение и воспитание, которое является последовательным, системным, целенаправленным.
Обучение и воспитание являются целенаправленными, социальными процессами передачи обществом знаний, умений и навыков. Воспитание навыков является необходимым для всестороннего развития личности, для умственного развития.
Процесс обучения направлен на формирование процесса познания, развития фонда знаний. Процесс обучения необходим для процесса познания. В процессе развития процессам обучения и воспитания принадлежит решающая роль.
Существенными чертами возрастного развития являются следующие:
- в возрастном развитии всегда есть единство биологического и социального, природного и культурного;
- развитие – это всегда процесс появления новых, более совершенных качеств;
- развитие характеризуется периодичностью, ступенчатостью;
- это процесс преемственный и последовательный; неравномерный, динамический, интегративный (объединение чего-то, целостность).
Периоды возрастного развития не имеют строгих границ. Выделяют уровни развития: актуальный, то есть тот, который уже достигнут; зона ближайшего развития – это уровень, при котором ребенок сам не может достичь успехов, но может с помощью взрослого.
- Особенности адаптации студентов
- Основные психологические особенности студенческого возраста
- Психологическая характеристика студента
- Психологическая характеристика преподавателя
- Самостоятельная работа студента
- Учебная деятельность студентов
- Личностно-деятельностный подход в обучении
- Основные проблемы педагогической психологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу