Взаимосвязь обучения и развития

Обучение и развитие тесно связаны между собой. Развитие есть сложное, эволюционно-поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, личностные, деятельностные, поведенческие изменения в самом человеке. Развитие, особенно личностное, не прекращается до конца жизни. Это означает что проблема управления развитием студента в процессе его обучения является достаточно актуальной.

Обучение является не только условием, но и средством психического и в целом личностного развития человека. Л.С. Выготский утверждал, что обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, «ибо обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Таким образом, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, но в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно ориентироваться на завтрашний день.

Исходя из такого понимания связи обучения и развития, Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития.

Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться.

Как подчеркивает Л.В. Занков, «неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию школьников».

Изменения должны быть и в углублении учебного материала, в большом анализе теоретического анализа, обобщения, развивающего творческое мышление студента.

Характеристика психического развития обязательно включает в себя анализ его движущих сил.

Ими являются разного рода противоречия:

  • между потребностями человека и внешними обстоятельствами;
  • между возрастающими способностями (физическими, духовными) и старыми формами деятельности;
  • между потребностями и способами их удовлетворения;
  • между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалектическими противоречиями
    между новым и старым.

Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым
уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.

На этой основе Д.Б. Элькониным были определены возрастные периоды психического развития по характеру изменения ведущих видов деятельности.

Психическое развитие человека осуществляется по линии развития познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов сознания); по линии психологической структуры деятельности (цели, мотивы, их соотношение, способы и средства) и по линии развития личности (направленность, ценностные ориентации, самосознание).

Развитие человека на протяжении всей жизни осуществляется по этим показателям, что не может не учитывать преподаватель в своем взаимодействии со студентами, целенаправленно воздействуя на ту или иную линию.

Таким образом, психическое развитие имеет два признака:

  • изменчивость развития – изменения, которые происходят постоянно;
  • движение в сторону совершенствования – улучшение человека.

Выделяют следующие виды возрастного развития человека:

  • онтогенез – существенные изменения, совершенствование индивидуального развития человека;
  • филогенез – развитие вида;
  • возрастное развитие – развитие человека по возрастным периодам.

Каждый период имеет свою характеристику.

Возраст характеризуется с трех сторон:

  • созревание органов (структурное и функциональное);
  • ведущая деятельность (общение, игра, учеба, труд);
  • психика.

Диагностические признаки развития – это те признаки, по которым узнаем, совершенствуется ли обучаемый, переходит ли он от низших форм к высшим. Выделяют следующие диагностические показатели.

Познавательная деятельность. Процесс познания проявляется в переходах ребенка от незнания к знанию, от простой осведомленности к познанию наук, от конкретных единичных понятий к обобщенной абстракции.

Признаки переходов:

  • изменяется, совершенствуется сознание;
  • изменяется отношение обучаемого к миру, людям, себе (от удовлетворения органических потребностей он переходит к потребностям духовным);
  • наблюдается переход от простых эмоциональных состояний к высшим чувствам;
  • от занимательных интересов он переходит к познавательным;
  • от оценки себя другими к самооценке;
  • от управления поведением со стороны других людей к самоуправлению;
  • в психических действиях (в потребностях, интересах, чувствах, эмоциях, воле).

Совершенствование ведущего вида деятельности (как внутри одной, так и при переходе от одной ведущей деятельности к другой) происходит развитие психики, совершенствование личности осуществляется через активную деятельность. На каждом возрастном этапе имеется ведущий вид деятельности (эмоциональное общение, предметная (учебная) деятельность, социально-ролевая игра, труд).

Условиями нормального развития являются:

  1. Нормальная работа головного мозга, коры, центральной нервной системы.
  2. Нормальное созревание внутренних органов, кровеносной, выделительной, дыхательной систем.
  3. Нормальное развитие и созревание анализаторных систем (слуха, зрения).
  4. Своевременно начатое обучение и воспитание, которое является последовательным, системным, целенаправленным.

Обучение и воспитание являются целенаправленными, социальными процессами передачи обществом знаний, умений и навыков. Воспитание навыков является необходимым для всестороннего развития личности, для умственного развития.

Процесс обучения направлен на формирование процесса познания, развития фонда знаний. Процесс обучения необходим для процесса познания. В процессе развития процессам обучения и воспитания принадлежит решающая роль.

Существенными чертами возрастного развития являются следующие:

  • в возрастном развитии всегда есть единство биологического и социального, природного и культурного;
  • развитие – это всегда процесс появления новых, более совершенных качеств;
  • развитие характеризуется периодичностью, ступенчатостью;
  • это процесс преемственный и последовательный; неравномерный, динамический, интегративный (объединение чего-то, целостность).

Периоды возрастного развития не имеют строгих границ. Выделяют уровни развития: актуальный, то есть тот, который уже достигнут; зона ближайшего развития – это уровень, при котором ребенок сам не может достичь успехов, но может с помощью взрослого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)