Самостоятельная работа студента

Организация учебной деятельности включает наряду с аудиторной – домашнюю, внеаудиторную и собственно самостоятельную работу студента над различными учебными предметами. Самостоятельная работа студента является наименее изученной и в то же время представляющей в настоящее время наибольший интерес в плане повышения эффективности деятельности.

Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека. Именно самостоятельная работа студента может служить основой перестройки его личностной позиции в учебном процессе.

Самостоятельная работа является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в вузе, однако все еще нет достаточного согласия ни в самом определении ее природы, ни в вопросах ее организации.

Самостоятельная работа представляет собой сложное и многозначное явление, терминологически, однако, точно не определена, хотя ее содержание интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучаемого.

В то же время понятие самостоятельной работы в современной методике обязательно соотносится с организующей ролью преподавания.

«Под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных или внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя».

Выделяют три основных отличия внеурочной работы: добровольность участия в ней; внеурочность проведения; большая самостоятельность. Однако эти характеристики не раскрывают ее психологическую сторону.

Во-первых, самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное ее расширение и углубление, продолжение в свободное время.

Интересно
Соответственно, организуемая и управляемая преподавателем учебная аудитория и внеаудиторная по заданию того же преподавателя работа студента должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению выбранным им учебным предметом. Это означает для преподавателя четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у студентов как некоторой схемы освоения знаний в ходе решения ими новых учебных задач.

Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа студента представляет более широкое понятие, чем его домашняя работа, которая есть выполнение заданий, данных преподавателем на занятиях на дом для подготовки к следующему занятию. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую преподавателем в той или иной форме работу студентов. Но в целом это параллельно существующая его занятость по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности студентов, характеризующаяся всеми выше перечисленными ее особенностями. Это – высшая форма его учебной деятельности и она по сути есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью студента, которую он осуществляет в вузе.

Самостоятельная работа студента, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но личностное, общественное значение. «Самостоятельная работа – это организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы компьютера».

Следует отметить, что само управление должно пониматься в соответствии с положениями о субъектном характере управления деятельностью, осуществляемой обучаемым, о динамичности, жесткости или гибкости этого управления, о личностном участии обучаемого (обязательности целеполагания), о личном участии и ответственности преподавателя в этой деятельности и обязательности коллективных форм работы.

Представляя собой особую высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обуславливается индивидуально-
психологическими и личностными особенностями студентов.

К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. Понятие саморегуляции было психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке как о самой совершенной, самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе.

В психологической теории саморегуляции А.К. Осницким были определены те моменты саморегуляции, которые относятся к организации самостоятельной работы. Так, автор отмечает, что в этих целях у обучаемого должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать. В нее входит представление о возможностях целеобразования и целеудержания. Студенту нужно не только уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать эти цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, которые могут тоже представлять интерес. Студент должен уметь моделировать собственную деятельность, то есть уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации найти объект, соответствующий этому предмету.

Саморегуляция человека представляет умения программирования самостоятельной деятельности. Это умения выбора применительно к условиям соответствующей цели деятельности, способа преобразования заданных условий, отбора соответствующих средств осуществления этого преобразования, определения последовательности отдельных действий.

Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение человека оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий: при этом важно, чтобы субъективные результаты своих действий не сильно отличались от принятых, объективных.

Существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, оно включает умение представлять изменения, которые можно привнести в результат, если какие-то детали его не соответствуют предъявляемым требованиям.

Саморегуляция включает также представление человека о правилах взаимоотношения с другими людьми и предметами труда. При этом А.К. Осницкий подчеркивает очень важную для организации самостоятельной работы мысль, что всем названным представлениям обучаемого должны соответствовать уже сформированные у него в учебной аудиторной работе навыки и умения.

Предметная саморегуляция человека связана с его личностной саморегулчцией, предполагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность его волевых качеств.

Принимая во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы и ее названные выше показатели как учебной деятельности, можно дать более полную характеристику этого явления с позиций самого субъекта деятельности.

Самостоятельная работа может быть с этих позиций определена как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность».

Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности. Эта работа должна доставлять студенту удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании.

Сказанное выше свидетельствует о необходимости специальной организации не только и не столько преподавателем, сколько самим студентом, его самостоятельной работы.

Интересно
Организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, относящихся к готовности самого студента к ее осуществлению. Умеют ли студенты осуществлять самостоятельную работу? Так, по данным исследователей, 45% студентов признают, что им не хватает умений правильной организации самостоятельной работы, 65% вообще не умеют распределять свое время, 85% вообще не знают, как это распределение осуществить.

Даже при некотором умении самостоятельно работать, студенты отмечают медленный темп воспринятого учебного материала на слух, чтения и конспектирования учебных текстов. Процесс приема, осмысления, переработки, интерпретации необходимой учебной информации вызывает у них существенные затруднения. Поэтому можно говорить о несформированности психологической готовности студентов к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации. К этому можно добавить недостаточный познавательный интерес ко многим учебным дисциплинам.

Формирование этой готовности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развитие самого себя. Это означает формирование умения вычленить, поставить и реализовать цель, выработать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты и многое другое. Эта способность эффективно, самопроизвольно формируется только у тех студентов, которые характеризуются положительной учебной мотивацией и заинтересованным отношением к учебе.

Поэтому проблема формирования способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (на процесс и результат деятельности), формирование интереса к учению. Как отмечает А.К. Маркова, «при целенаправленном формировании все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их регулирующая роль в учебной деятельности, возрастает активность обучаемого, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними».

В решении задач формирования способности студентов к самостоятельной работе возникает проблема целенаправленного обучения студентов содержанию этой работы.

Такое обучение должно включать формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение студентом оптимального для него распорядка дня, осознание и последовательную отработку им рациональных приемов работы с учебным материалом. Например, такое обучение должно включать овладение приемами углубленного и в то же время динамического (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановку и решения учебно-практических задач.

К таким приемам целенаправленного формирования относятся: приемы смысловой переработки текстов, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение студентами системы задач определенного типа:

  • приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи /выписки, планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты, рецензии, общие приемы работы с книгой;
  • общие приемы запоминания /структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память;
  • приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки;
  • общие приемы поиска дополнительной информации /работа с библиографическими справочниками, сайтами, каталогами, словарями, энциклопедиями;
  • приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным и практическим работам;
  • приемы рациональной организации времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных и легких, устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда /режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение.

Сформированность приемов умственного труда, конкретные приемы учебной работы (например, приемы работы с текстом) являются основой самостоятельной работы студентов над любым учебным предметом.

Самостоятельная работа должна быть осознана им как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение его познавательной потребности.

Самостоятельность работы предполагаем выполнение студентом целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятие учебной задачи, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения, переживание удовлетворения от процесса включения в эту деятельность и ее результата, формирование устойчивого интереса к той области знаний, которой овладевает студент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)