Психологическая характеристика студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

  • с психологической (единство психологических процессов, состояний и свойств личности, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, появление психических новообразований). Изучая конкретного студента, надо учитывать особенности конкретного данного индивида, его психические свойства и состояния.
  • с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
  • с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и
    т.д.

Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

То есть студент представляет собой особую социальную общность, социально-психологическую категорию, является представителем особого возрастного периода, студенческого возраста и является субъектом учебной деятельности в условиях вуза. Такая характеристика студента может быть рассмотрена на трех уровнях: личностном, деятельностно-ролевом и процессуальном.

Студенчество – особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная группа сложилась со времени появления первых университетов. Студенчество включает людей целенаправленно, систематически штудирующих знания, овладевающих ими.

Студенчество является резервом интеллигенции. Оно ближе всего стоит к ней и именно поэтому так важна правильная профессиональная и социальная подготовка студентов.

Студенчество как социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей специальности. И здесь важны два момента – правильность профессионального выбора и адекватность и полнота представлений студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия.

Результаты исследований свидетельствуют, что уровень представлений студентов о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем менее полное представление о профессии у студента, тем меньше выражено у него положительное отношение к учебе.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наиболее высоким уровнем познавательной мотивации.

В то же время студенчество – это социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества должен лежать в основе уважительного отношения преподавателя к каждому студенту. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный субъект педагогического общения. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных задач.

Одновременно самой формой работы стимулируется открытость, доверительность, объективность и принципиальность общения со студентами. В то же время у студентов развиваются коммуникативные умения, в реализации которых студенты испытывают большие затруднения.

Выделяют следующие группы трудностей общения студентов:

  • неумение вести себя, незнание что и как сказать;
  • непонимание партнеров общения;
  • наличие чувства смущения, неловкости, неуверенности;
  • переживание неудовольствия, раздражения по отношению к партнеру;
  • общая неудовлетворенность общением.

Студенчество – это особый возрастной период поздней юности – ранней взрослости, период от 17 до 25 лет. Большинство исследователей описывает этот возраст как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций. Несомненно, в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития: именно в этом возрасте расположены сензитивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении. В этом возрасте наиболее интенсивно происходит процесс регулирования, накопления, сохранения, логического переструктурирования получаемых знаний, их проецирование на практическую деятельность.

Интересно
Структура интеллекта меняется внутри самого студенческого возраста. Так, в студенческом возрасте возрастает роль фактора внимании, усиливается его устойчивость, концентрация. Наблюдается стабилизация мыслительных функций, структурируется интеллект, отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решение вербально-логических задач и т.д.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая определяется мотивами. Учебную деятельность характеризуют два основных мотива: мотивация достижения и познавательная мотивация.

По характеру осуществления учебной деятельности студенты могут быть отнесены к одной из четырех групп на основе особенностей планирования собственной деятельности, постановке целей, самооценки, избирательности, профессиональной направленности, мотивированности.

Рассматривая деятельностно-ролевые особенности студентов, подчеркнем важность учета преподавателем вхождение человека в роль студента, объективнее сложности адаптационного периода учебной деятельности и влияние на характер протекания адаптации ценностных ориентаций человека, его мотивации и таких его психологических индивидуальных свойств как тревожность, эмоциональность.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, повышенная чувствительность анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных навыков.

Студенческий возраст характеризуется достижениями наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического и социального развития.

Если же изучать студента как личность, то возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых, а иногда и семейных.

С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создания собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно появляются «ножницы» между этими возможностями и действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться вечно, что вся лучшая жизнь впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)

Однако, способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствие своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Возраст 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередко отрицательных проявлений.

Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.

Если юноше не удастся разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  • уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  • размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  • размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
  • формирование «негативной идентичности», отказ от самоопрделения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Юноши с пониженным уровнем самоуважения особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику и смех, на порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе, или если они обнаруживают какой-то недостаток.

Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь недобровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на 1 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

По данным В.Т. Лисовского, лишь 64 % старшекурсников однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного (в первые месяцы учебы в вузе) до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.д.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в вуз, особенно важна.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, то есть формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. Для успешного владения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта.

Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия, иметь в целом абстрактное мышление.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)