Особенности адаптации студентов

Резкая ломка привычного рабочего стереотипа (динамического стереотипа) иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, эти особенности связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако, социальные факторы здесь имеют решающее значение.

Знание индивидуальных особенностей каждого студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива;
  • неопределенность мотивации выбора профессии;
  • недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно в отрыве от семьи;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, компьютерными программами, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на:

  • профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру. Содержанию и условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
  • социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2 – начале 3 семестра. Одной из главных причин, затрудняющим процесс адаптации в институте, является недостаток времени для самостоятельной работы (50% опрошенных назвали эту причину). В связи с этим почти 25 % студентов приходят на занятия неподготовленными.

У части студентов формируется своего рода «психология тройки» – «Учиться не уча». Уверенность в том, что учеба «на тройки» не помешает стать хорошим специалистом, растет от курса к курсу.

Социологическое исследование бюджета времени показывает, что рабочий день студента достаточно уплотнен, и в соединении с аудиторными занятиями превышает 809 часов. Однако при этом обнаруживается очень большой разброс и разнобой в рабочем времени, определяемый различным отношением к учебе.

В основном студенты ежедневно тратят от 2 до 3 часов на подготовку по профилирующим предметам и только 22% расходуют на это менее часа. По непрофилирующим предметам картина несколько иная. До часа тратят 50,1%, до 2-х – 22,5%.

Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить урок. Некоторые студенты, выдержав трудный экзамен поступления в вуз, потом оказываются не готовы учиться в вузе.

Система вузовского контроля допускает возможную неритмичность в работе, нередко ориентируется на штурм во время экзаменационной сессии. На вопрос: «Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?» – только 9% ответили, что готовятся во время семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6% – «как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам» и 42% – «только по конспектам».

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию важно знать жизненные планы и интересы студента, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения.

Развитие студента на разных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения студента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается конформностью; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. В норме процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе, развитие и углубление профессиональных интересов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Формы становления личности определяются фактором специализации.

Четвертый курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует такие четкие практические установки на будущий вид деятельности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными, ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)