Личностно-деятельностный подход в обучении

Личностно-деятельностный подход включается в общий контекст деятельностного подхода, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и развитие творческого потенциала обучаемого.

И деятельностный подход, и концепция «стратегия сотрудничества» сформулированы на основе психолого-педагогических положений, содержащихся в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и многих других.

Этот подход ориентирован на переход от «школы памяти» к «школе мышления», к активной творческой деятельности преподавателя и студентов, к совместной, коллективной деятельности самих студентов, «индивидуализации» обучения.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама формируется в деятельности и общении с другими людьми.

Рассматривая личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятельностного его компонентов, отметим, что «личностный подход означает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями».

Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучаемый, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность. Исходя из интересов обучаемого, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь учебный процесс.

Соответственно, цель занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиций каждого конкретного обучаемого и всей группы.

Интересно
Например, цель занятия может быть поставлена так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка обозначает, что студент должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знаний. Другими словами, студент в конце занятия должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, чего он еще не мог делать вчера.

При таком обучении все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Личностно-деятельностный подход предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности студента. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с ними.

Л.С. Рубинштейн подчеркивал необходимость момента принятия задания обучаемым, в основе чего должна лежать соответствующая мотивация, в противном случае задание, и соответственно решение учебной задачи, не принимается.

Адресованные студенту вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода, стимулирующего личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют его учебную деятельность без излишнего фиксирования на промахи и ошибки, неудачные ошибочные действия. Таковы основные проявления личностной компоненты личностно-деятельностного подхода.

В качестве второго компонента выступает категория деятельности. В качестве объекта обучения выступает профессиональная деятельность, сформированная в учебном процессе.

Остановимся на изложении основных положений общей теории деятельности С.Л. Рубинштейна и на теории деятельности А.Н. Леонтьева, которые явились отправной точкой для формирования личностно-деятельностного подхода к обучению в плане анализа предметного и структурного содержания учебной деятельности.

Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо.

Потребность – это предпосылка деятельности. Однако, сама по себе потребность не определяет деятельность. Ее определяет то, на что она направлена.

Деятельность педагога направлена на формирование личности обучающегося, на организацию усвоения им сообщаемых ему знаний, что и является ее предметом. Предметность деятельности является одной из ее характеристик. По предмету различают и называют деятельности (например, педагогическая, конструкторская и др.). Предмет входит в качестве одного из основных элементов в психологическое (предметное) содержание деятельности.

Другой, не менее существенной характеристикой деятельности является мотивированность. При этом, если потребность, например, познавательная, «находит» себя в таком предмете, как захватывающее содержание книги, то эта, нашедшая себя в предмете, потребность, или «опредмеченная потребность», становится внутренним мотивом деятельности. Внутренний мотив входит в саму структуру деятельности.

Здесь важно соотнести это определение с пониманием мотива деятельности. С.Л. Рубинштейн писал: «Всякое действие исходит из мотива, то есть побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида».

Интересно
Наряду с внутренними, деятельность побуждается и внешними широкими социальными или узколичными мотивами. Например, мотивы престижной учебы в данном заведении, соблюдение общественных требований, долга, собственного роста и др. Они могут быть не только знаемыми, понимаемыми, но и реально действующими. Однако, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение студента в учебную деятельность, направленную на усвоение учебного материала, они не определяют принятия им учебного задания. Только понимаемые мотивы становятся действенными.

Деятельность всегда предметна и мотивирована. Предмет деятельности – это то, на что она направлена, а мотив это то, ради чего совершается эта деятельность.

Третьей определяющей человеческую деятельность составляющей характеристикой является ее целеположенность или целенаправленность. Цель деятельности, точнее действий, входящих в нее, есть ее интегрирующее начало. Цель – предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель связана с предметом деятельности, с ее мотивами. Эта связь возникает в деятельности человека как отношение ее мотива к цели, о чем речь пойдет чуть позже.

Сама целенаправленность деятельности предполагает ее осознанность (это еще одна характеристика деятельности). Наряду с активностью это одна из базовых характеристик деятельности, раскрывающих ее собственно человеческую природу. Осознанность может относиться к субъекту деятельности (осознание себя, рефлексия) или к содержанию, процессу деятельности.

А.Н. Леонтьев разграничивает понятия «актуально осознаваемого» и «лишь оказывающегося» в сознании. Это положение очень существенно для анализа учебной деятельности, в частности положение, что «актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта, то есть занимает структурное место непосредственной цели, внутреннего или внешнего действия в системе той или иной деятельности».

Приведенная трактовка осознанности деятельности чрезвычайно значима для анализа учебной деятельности студентов, которые по уровню своего интеллектуального развития всегда могут рефлексировать и актуально сознавать содержание учебного предмета как цель своей деятельности.

Действие как морфологическая единица деятельности может превращаться в операцию и, наоборот, оно может становиться самостоятельной деятельностью.

Условием превращения действий в операцию является слияние отдельных частных действий в единое сложное действие. В этом случае операция становится способом выполнения действия в разных условиях. Но действие может превращаться и в деятельность, когда происходит «сдвиг мотива на цель», то есть выполнение какого-либо действия в
структуре деятельности.

Например, строя силлогизм (высказывание из двух посылок) типа: «Сократ – человек» и «Сократ смертен» (включающих фонетические, лексические, сознательные операции), человек может переключить внимание на сам характер получения вывода: «Сократ смертен». Тогда эти действия становятся самостоятельной деятельностью, направляются сознательными мотивами.

Процесс осознания мотивов становится механизмом сознания. Деятельность определяется также и психологическим содержанием, в которое входит ее предмет, средства, способы, продукт и результат.

В деятельности выделяют внешнюю структуру, где действие выступает как единица деятельности и операции – способы реализации действия. Реальными единицами объекта являются не действия сами по себе, а различные целостные деятельности, что и определяет подход к деятельности как целостности, а не просто совокупности действий.

Интересно
Если непосредственная цель действия, его предмет, например, ответ на вопрос преподавателя, совпадает с мотивом (с потребностью студента чем-то поделиться с преподавателем, который сможет удовлетворить эту потребность), то действие само перерождается в деятельность. И это именно те условия, которые служат наилучшей предпосылкой отработки этого действия. Это то, что в психологии обучения называется деятельностной обусловленностью учебных действий студентов.

Определение исходных положений теории деятельности свидетельствует, что в рамках личностно-деятельностного подхода процесс научения (учения) рассматривается как учебная деятельность субъекта (студента) по овладению средствами, способами конкретных видов деятельности.

Например: проектирование, интегрирование и т.д. Студент – личность выступает здесь как активно действующий субъект.
Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию учебной деятельности студентов, означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими своих конкретных учебных задач (исследовательских, преобразующих, проективных и др). Естественно, что при реализации данного подхода преподавателю предстоит заранее определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию и организовать выполнение этих действий обучаемыми на основе овладения ими ориентировочной основы и алгоритм выполнения этих действий.

Всякая деятельность, в том числе и учебная, активизируется потребностью. Поэтому для преподавателя основным является формирование не только коммуникативной, учебно-познавательной потребности студентов в общении с ними, но и их собственно учебной потребности в выработке ими обобщенных способов и приемов учебной деятельности, в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных умений во всех видах изучаемой деятельности.

В учебном процессе должна работать схема «субъект» (преподаватель), «студенты» как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная задача образования – формирование гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов личности, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Все обучение должно строиться с учетом прошлого опыта студентов, их личностных особенностей. Следует помнить, что обучение должно «преломляться» через личность обучаемого, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)