Обучение плаванию в детском саду

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. А также активное движение ног в воде в безропотном положении укрепляет ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, улучшается адаптация к различным условиям внешней среды.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на положительное формирование его личности. Занятия развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Подготовка детей к занятиям. Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы о правилах личной гигиены, знакомят с правилами поведения в бассейне, а раздевалках, душевых, объясняют значение водных процедур, рассказывают о том, какие купальные принадлежности должен иметь каждый.

Для занятий ребенку нужно иметь: плавки, резиновую шапочку, мыло, губку, полотенце, расческу. Для успешного проведения занятий плаванием необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, ставить на место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием, помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы.

Место занятий плаванием в режиме дня. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. При включений в режим дня занятий по плаванию в него вносятся изменения. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее, чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Наиболее целесообразно проводить занятия в следующие промежутки времени:

  1. Утром до завтрака с 7.30 до 8.30 ч.
  2. После завтрака с 9.30 до 12.30 ч.
  3. После дневного сна с 15.30 до 16.30 ч.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Количество занятий не менее 2-х раз в неделю. Группы делят на подгруппы. Длительность занятий в разных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения.

В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере привыкания детей к воде, их длительность постепенно увеличивается:

  • 1 младшая группа от 5-10 до 15 2;
  • младшая группа от 8-10 до 20;
  • средняя группа от 15-20 до 25-30;
  • старшая группа от 20-25 до 30;
  • подготовительная от 25 до 30.

Методики обучения плаванию детей дошкольного возраста. Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная со второй младшей группы, но некоторые начинают занятия раньше.

Этапы обучения. Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безболезненно и уверенно с помощью взрослого самостоятельно передвигаться по дну, совершать простые действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды хотя бы краткое время, получают представление о ее выталкивающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд (10 раз).

В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м в мелкой воде (по грудь), сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

На последнем, четвертом этапе, продолжаются усвоение н совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Каждый из этапов условно может быть «привязан» к определенному возрасту детей:

  • ранний и младший возраст;
  • младший и средний дошкольный возраст;
  • старший дошкольный возраст;
  • старший дошкольный и младший школьный возраст.

Такая возрастная периодизация начального обучение плаванию имеет, естественно, относительный характер. Правильно организованный процесс обучения плавайте оказывает разносторонне развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательный и воспитательный эффект. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку; сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Замятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность и периодичность, как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений н игр.

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменения упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка.

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках я т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом – залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники.

Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено.

Большое значение имеет взаимосвязь показа – с живым, образным словом – рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Решающую роль в оформлении навыков плавания играют упражнения — это основное средство обучения.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом:

  1. Разучивание движений ног: на суше (имитация) и с опорой на месте в воде; в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в скольжении с опорой н без опоры с согласованием дыхания; плавание, совершая гребковые движения руками.
  2. Разучивание движений рук.
  3. Разучивание способа плавания в целом.
  4. Совершенствование плавания.

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации — от простого к сложному, отражая разные уровни обученности. Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения — стремиться к тому, чтобы упражнения доставляли радость и удовольствие, побуждали к стремлению научиться хорошо плавать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)