Воспитание правильной осанки на занятиях физкультуры в детском саду

Важной задачей физического воспитания детей является формирование правильной осанки. При правильной осанке голова слегка приподнята, взгляд направлен вперед, плечи симметричны, слегка отведены назад; лопатки максимально приближены к позвоночник и плотно прилегают к ребрам; позвоночник представляет спокойную волнообразную линию, живот подтянут.

Наблюдающаяся у дошкольников неправильная осанка (наклон головы вперед, сутулость, крыловидные лопатки, сдвинутые вперед плечи, выпяченный живот) чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины, живота. Упражнения в основных движениях укрепляют мышцы туловища, способствуют воспитанию правильной осанки.

Требования, предъявляемые к развитию основных движений дошкольников с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы лети должны не опускать голову, идти с развернутыми плечами. Для выработки ощущения правильной осанки можно положить на голову ребенку небольшую тяжесть, например мешочек с песком. Ребенку предлагают дойти до определенного места (окна, противоположной стены), не уронив мешочка, снять его с головы и продолжать идти так, как будто на голове мешочек.

К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой или длиной, а па мягкое приземление. У взрослого человека роль амортизатора выполняют не только ноги, но и естественные кривизны позвоночника. У дошкольника эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызываемым прыжками.

При упражнениях в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо («ближе к стенке»), чтобы кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч. Иначе лазанье может неблагоприятно повлиять на осанку. Упражнения в подлезании, перелезании, пролезаиия увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины.

Однако воспитатель должен помнить, что после этих упражнений обязательно надо дать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник (например, добежать до стоек, на которых подвешены колокольчики, и, подпрыгнув, позвонить двумя руками).

Интересно
При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса. Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо обязательно выполнять и правой, и левой рукой.

В «Программе воспитания в детском саду» даны упражнения и на укрепление отдельных физиологически наиболее слабых мышечных групп. Но некоторые воспитатели, стремясь разнообразить упражнения, включают в занятия упражнения на растягивание и расслабление мышц.

Упражнения на растягивание мышц, связанные с резкими рывками или маховыми движениями (например, руки из исходного положения выпрямить в сторону – назад не плавно, а рывками; резко взмахивать ногой вперед – вверх, стараясь достать носком ладонь руки, вытянутой вперед на уровне плеч), для дошкольников недопустимы, так как
у них подвижность суставов еще слабо регулируется мышцами. Кроме того, при выполнении подобных упражнений дети не могут сохранить правильное исходное положение, что отрицательно влияет на осанку.

Упражнения на расслабление, которые даются в школе, в занятиях спортом, чтобы обеспечить отдых мышцам, получившим предварительно большую нагрузку, или чтобы научить делать движения более мягко и свободно, в занятиях с дошкольниками надо также исключать. Во-первых, в них нет еще необходимости, во-вторых, поскольку они требуют умения произвольно, искусственно выключать изолированно ту или иную группу мышц, дети не могут выполнять их правильно.

Чтобы правильно подобрать физические упражнения для формирования осанки, воспитателю нужно владеть простейшей методикой обследования осанки детей. Лучше проводить обследование в спальне утром или днем, так как необходимо, чтобы спина ребенка была освещена равномерно, лучше – естественным светом.

Так как в первый момент ребенок, чаще всего, напрягает мускулатуру спины, что может изменить представление о его осанке, то рекомендуется не сразу приступать к осмотру, а задать какие-либо вопросы (где был вчера, во что играл в группе). Когда ребенок примет естественную осанку (ни в коем случае не говорить: «Встать прямо»), можно приступить к осмотру спины.

При осмотре обращается внимание:

  • на линию боковых контуров шеи, плеч, так как форма и уровеньстояния плеч при боковых искривлениях позвоночника несколько изменяются (опускается и несколько уплощается одно из плеч);
  • на высоту и равномерность стояния углов лопаток (расстояние между углами лопаток можно измерить в сантиметрах);
  • на линию остистых отростков позвоночника.

Для того чтобы она была яснее выражена, ребенку предлагают нагнуть голову и проводят указательным и средним пальцами вдоль остистых отростков позвоночника, вызывая этим покраснение кожи, благодаря чему линия остистых отростков ясно выступает, и если есть боковые искривления позвоночника, то они четко выделяются. После этого ребенку предлагают стать боком, в этом положении ясно выделяется наклон головы вперед, состояние мышц живота.

Кроме того, рекомендуется измерить окружность грудной клетки при вдохе и выдохе. Данные таких осмотров, как и рекомендации медицинских работников, воспитатель должен обязательно учитывать в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку детей не только на занятиях физкультурой, но и во всех повседневных видах их деятельности.

Дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, т.к. несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.

Помня об этом, мы постоянно ведем работу по совершенствованию общего режима, закаливания, по улучшению питания, по воспитанию культуры движений. Мы постоянно следим за сменой деятельности детей, систематически проводим углубленные медицинские осмотры. Надо обращать внимание, какое положение принимают дети в разных ситуациях: при ходьбе, сидя, стоя и лежа.

Нельзя допускать, чтобы дети во время занятий опускали голову, наклонялись вперед, опираясь грудью на крышку стола, или принимали еще более неудобные позы. У некоторых детей сформировывается привычка стоять с опорой на одну ногу. При этом они опускают голову, наклоняются на бок и выпячивают живот.

Дли формирования правильной осанки требуется повседневная коррекционная работа, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Прежде всего нужно вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработки стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

Целесообразно в дополнение к проводимой работе по физической культуре прибавить физкультурные паузы, между занятиями 5-6 мин., а после дневного сна. в сочетании с закаливающими процедурами, длительностью до 15 мин. Так же после дневного сна пеги любят провести в движении четверть часа в физкультурном зале. Можно предлагать игры с элементами корректирующих упражнений, игры с физкультурными пособиями: кеглями, кольцебросами и т.д.; игры с элементами баскетбола, волейбола.

Для профилактики нарушения осанки используют, систему специальных упражнений:

  1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.
    Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
  2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела: подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклоняться с расслабленными руками (предложить детям пополоскать белье), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
  4. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от с гены.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке надо постоянно наблюдать за детьми, напоминать о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда и помочь исправить небрежную осанку.

Предлагают детям выполнять упражнения на равновесие с грузом, поло-ленным на т олову (мешочки с песком 500 г). Пройтись с мешочком на голове в полуприсяде; петушиным шагом; «с крестным шагом»; плавно опуститься на колени и встать удерживая мешочек на голове, встать с мешочком на голове на набивной мяч и как можно дольше удержаться на нем, сохраняя равновесие и т.д.

Чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка костные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому мы серьезно продумываем содержание всех частей физкультурных занятий.

В водную часть занятия включаем разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении; упражнения в прыжках и ползании; для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

Первый вариант планирования вводной части занятия. Обычная ходьба. Ходьба на носках (ноги Прямые, руки на поясе); бег врассыпную (20 сек). Перестроение в колонну, ходьба скрестным шагом (ноги прямые), бег, перестроение в пары, бег в парах (20 сек).

Игра «Чья команда быстрее передаст мячи». Во время игры дежурные готовят оборудование для выполнения упражнений В основной части занятая. Второе вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с папкой, поднятой вверх, опущенной за спину(упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре.

Регулярно во вводную часть включаем упражнения с мешочками на голове (до начала физкультурного занятия по пути в физкультурный зал, например: положить мешочек на голову и пройти по коридору, подняться по одному пролету лестницы, не уронив его, в этом случае мешочки раздаются детям в группе).

Основная часть. Общеразвивающие упражнения. Упражнения в исходном положении стоя:

  1. Потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.
  2. Сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.
  3. Наклоны и повороты в стороны.
  4. Различные приседания.
  5. Сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняется как на месте, так и в движении. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе – для укрепления мышц живота и спины.

Выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища. Широко используем общеразвивающие упражнения с набивными мячами. Сначала с большим резиновым мячом, и только на втором занятии даем набивной мяч.

Примерный комплекс упражнений с набивным мячом:

  1. И.п. – ноги слегка расставлены, мяч в руках снизу. В: поднять мяч, коснуться им груди, опустить вниз (5 раз).
  2. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч на полу. А) наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой ноги, выпрямиться; Б) то же вокруг правой ноги (4 раза).
  3. И.п. – встать на колени, мяч на полу. А) поднять мяч вверх, потянуться, посмотреть на мяч; Б) сесть на пятки и, поворачивая туловище направо, опустить мяч на пол у правого носка; В) то.же в другую сторону, мяч опускать прямыми руками (6 раз).
  4. И.п. — лечь на спину, мяч между стопами, руки вдоль туловища. В: А) согнуть ноги в коленях, не выпуская мяч. Б) опустить ноги на пол (5 раз).
  5. И,п. ~ лечь на живот, мяч в вытянутых руках. В: поднять мяч вверх. Руки прямые, ноги не отрывать от пола (4 раза).
  6. И.п. – ноги слегка расставлены, мяч на полу. В: А) поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки (вдох); Б) опустить руки, наклониться вперед (выдох) (7 раз).
  7. Поскоки на месте (15 поскоков) чередуя с ходьбой (3 раза).

Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминаем детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Для выпрямления туловища используют ходьбу на носках с высоко поднятыми руками или с мешочками на голове.

При метании необходимо учить детей совершать бросок энергичным, резким движением из правильного исходного положения. Только такое выполнение упражнений окажет необходимую нагрузку на мышцы плечевого пояса. Упражнения на равновесие просты по технике выполнения, поэтому их можно включать в основную часть занятия как дополнительные.

Например, дети выполняют точно следующие основные движения: отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед; проползают по гимнастической скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками; влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят от одного пролета до другого и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове.

Корректирующие движения можно включить в подвижные игры и игры-эстафеты. Так, в игру «Пятнашки» внести следующие изменения: дети, спасаясь от водящего, встают на носки и поднимают руки вверх или встают к стене, плотно прижимаясь спиной, руки отводят в стороны. В игре нельзя пятнать того, кто присядет на носках, в правильной позе – спина прямая, руки согнуты в локтях, прижаты к плечам.

В подвижной игре «Самолеты» – предложить детям отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову. Такое положение тела, ребенок удерживает и в движении, т.е. в полете, иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда на посадку.

Игра -эстафета «Переложи предмет». Три команды строятся в колонны за условной линией. Напротив каждой команды вдоль зала расположены: набивной мяч, 3 шнура на разной высоте, мешочки с песком, канат длиной 3 метра, 2 обруча, в одном кегли по числу игроков. По сигналу первые дети из каждой команды «встают на четвереньки и, подталкивая рукой мяч, проползают под шнурами.

Оставляют мяч у последнего шнура, встают, берут мешочек с песком и, удерживая его на голове, проходят по канату приставным шагом. Переставляют кегли в свободные обручи. Возвращаясь обратно, выполняют прыжки на двух ногах вдоль каната, удерживая мешочек с песком между ног. С мячом в руках перешагивают шнуры, передают мяч игроку своей команды. Очередная пара выполняет те же упражнения.

В правилах игры основное внимание обращаем на технику выполнения движений и правильную осанку. Воспитание правильной осанки возможно при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при условии строго-научного подхода и ее планированию, и проведению.

У детей раннего возраста отмечается большой интерес к движениям. Задача воспитателей и родителей – поддерживать и закреплять этот интерес, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности. Но этого мало. Надо еще сделать так, чтобы упражнения в движениях способствовали не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому развитию детей.

Для упражнений в движении широко используются физкультурные снаряды, которые меняются в течение дня несколько раз. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах раннего возраста, т.к. в этом случае задерживается их физическое и общее развитие.

Внося пособия в группу, расставляйте их каждый раз несколько по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол; концами на 2 стула; наклонно, боком); дополняйте основные пособия небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку – мяч, который подскажет ребятам новое движение: прокатывание мяча по скамейке или вдоль нее); постепенно объединяйте разные пособия в комплексы (например, доска, несколько кубов, дуга располагаются в ряд в центре групповой комнаты).

В начале пособия раскладывает воспитатель, затем привлекаются к помощи дети. Постепенно их учат расставлять пособия для движений по своему усмотрению. Детям 2 года жизни воспитатель показывает движения, стимулируя их к выполнению путем совместной деятельности, или просит выполнить то или иное движение. Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.

Во время утреннего приема двигательная деятельность детей должна быть спокойной, поэтому им даются пособия, рассчитанные на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников. Поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска (обычная, ребристая, наклонная), кубы, кегли, дуги.

В 1-й половине дня спортивные снаряды даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.

Во 2-ой половине дня двигательная деятельность детей организуется не-посредственно после сна (можно сочетать с воздушными ваннами), полдника, занятия, а также на прогулке. В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высоко эмоциональной; хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться.

Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов. Интересна для ребят горка с 2 скатами упрощенной конструкции.

В неделю каждого месяца можно использовать гимнастическую скамейку, во 2-ую – переносную, легкую лестницу, в 3-ю – лестницу-стремянку, в 4-ую – мостик-качалку. Эти пособия применяются ежедневно, т.к. требуют значительного времени для овладения. В последнюю неделю каждого месяца лучше всего предложить сразу несколько пособий, расставленных каждый раз по-новому. На них дети закрепляют все знакомые движения.

В конце каждого месяца подводится как бы итог обучению движениям за месяц. Воспитатель оценивает двигательные навыки детей, отмечая их умение действовать с помощью взрослых или самостоятельно. Это очень важно, т.к. качество выполнения движений в самостоятельной деятельности является главным критерием оценки двигательных умений детей. Для упрощения работы пособия по развитию движений в таблицах расписаны по неделям и режиму дня в книге Шишкиной «Движение + движение».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)