Методика проведения подвижных игр в детском саду

Подготовка воспитателя. Подготовка воспитателя к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием правил, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смешанных возрастных групп.

Интересно
Хорошее знание практического материала позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды и т.д.

Второй момент – это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей.

Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки.

Это поможет им быстрее освоить игровые действия. Непосредственно перед игрой следует обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра; в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть форточки или окна.

Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, ленточек и т.п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться; размечают места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот и т.д.).

Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и правил игры, игрового упражнения. Создание условии. Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулки. Основное место прогулки – участок детского сада, где выделено место для каждой возрастной группы.

Для подвижных игр детей необходимо иметь соответствующее оборудование. Постоянно на участке должны быть: лесенки – ступеньки, заборчики и другие приборы для лазанья, метания, бревна для упражнения в равновесии, столы для настольных игр.

Кроме того, нужны пособия, которые выносятся на время проведения игры: доски, рейки, кубы, скамейки, шнуры, палки, корзины, сетки. Если на участок не выходит стена здания или навеса, в которую можно играть мячом, нужно сделать небольшой щит из досок и установить его так, чтобы играющие с мячом не мешали другим детям. В одном из уголков участка подготовительной группы нужно выделить и утрамбовать небольшую площадку для игр в городки.

Расположить ее надо так, чтобы биты летели в сторону забора, куда не заходят дети. На каждом групповом участке необходимо оборудовать место для хранения игрового материала (сарайчик или кладовую, встроенную в навес). Там же должны храниться дуги для подлезания, воротики для прокатывания шаров, пальцебросы и пр. Для младших детей воспитатель выносит их по мере надобности, а старшие могут брать самостоятельно.

Имеющееся на участке постоянное и переносное оборудование следует размещать по краям, чтобы основное пространство оставалось свободным для проведения гимнастики и подвижных игр.

Прогулка может проходить не только на участке, но и на лугу, в лесу, на поляне. И там нужно проводить подвижные игры: сюжетные, спортивные, с моторными игрушками. В этих условиях для игр с бегом, лазаньем, прыжками используются горки, канавки, пеньки, в играх с метанием – шишки, камешки; целью может служить обруч, привязанный к дереву. На прогулку вне участка надо обязательно брать мячи, обручи и т.п.

В холодное время года, когда пребывание детей на воздухе ограниченно и движения их стеснены теплой одеждой, могут быть организованы лишь игры с бегом, подпрыгиванием, поэтому нужно поиграть с детьми в подвижные игры еще и в помещении. В помещении, так же как и на воздухе, воспитатель играет со всей группой, с небольшой группой и с отдельными детьми.

В летнее время, когда очень жарко, рекомендуются малоподвижные игры, а игры с бегом, прыжками следует проводить во второй половине дня. Подготовка к игре. Перед проведением подвижных игр необходимо создать интерес к ней. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему усвоению ее правил, более четкому выполнению движений, создает эмоциональный подъем.

Можно почитать стих, спет песню на соответствующую тему, познакомить с игрушками, которые встретятся в игре. Подвести к игре можно с помощью вопросов, загадывания загадок, спросить, что дети рисовали.

Собрать детей на игру можно разными способами. В младшей группе можно начать игру сначала с несколькими детьми, постепенно к играющим присоединяются новые дети. Иногда воспитатель звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку.

С детьми средней и старшей группы еще до выхода на участок рекомендуется договориться в какую игру они будут играть, в каком месте следует собираться, и по какому сигналу будет начинаться игра. Сбор детей на игру должен проводиться быстро (1-2 мин), длительный сбор снижает интерес к игре.

Проведение игр в разных возрастных группах:

  1. Проведение подвижных игр в младшей группе. Во 2 младшей группе роль водящего могут выполнять отдельные дети. В течение года к этой роли рекомендуется привлекать по очереди всех детей. Начинать игру следует с небольшой группой (3-4 чел.), чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда они научились бегать по всей комнате или площадке, не мешая друг друга, игру можно проводить с большим количеством детей (6-10 чел.). Можно повторять одну и ту же игру в течение нескольких дней. Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с прыжками. Подбирая игру необходимо учитывать состояние детей, их нагрузку перед игрой, с тем, чтобы не допустить переутомления. В игры с новым для них движением целесообразнее играть утром, когда дети еще не утомлены; т.к. они требуют больше внимания. Для малышей характерно эмоциональное восприятие образа, данном в игре, и воспитатель опирается на эту особенность детей (пример: «Побежим на носочках, чтобы кот не проснулся»). Значительно оживляют игру различные элементы костюмов и масок.
  2. Проведение подвижных игр в средней и старшей группах. В этом возрасте движения детей становятся более координированными. Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по-прежнему любят сложные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др. В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на со-вершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Но следует помнить, что нельзя давать в игре точные движения, которые дети еще не усвоили; обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. В средней и старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4х лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. В процессе игры необходимо отмечать успехи детей, вселять в них уверенность в своих силах. Подвижные игры используются и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи. В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку. В старшей группе дети должны знать разные считалки. В старшей группе должен быть запас таких игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.
  3. Подвижные игры в подготовительной к школе группе. Все дети 6-7 лет владеют основными видами движений. Поэтому внимание воспитателя должно быть направлено на качество движений, чтобы они стали легкими, красивыми, уверенными.

В подготовительной к школе группе еще много игр с сюжетом, с текстом, словесной завязкой, которая все больше играет роль сигнала к действию. Основное место в этой группе занимают игры спортивной характера с мячами, скакалками, обручами. Это деление на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости: «Перемени предмет», «Классы», «Городки». Как и ранее воспитатель организует игры со всеми детьми и с подгруппами.

Воспитатель учит детей строго выполнять правила, договариваться о последовательности действия, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности.

Нужно добиться, чтобы дети играли в разные игры и развивали разные группы мышц. Таким образом, при подборе подвижных игр следует учитывать возраст детей, их навыки, умения и индивидуальные особенности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)