Роль народных подвижных игр в физическом воспитании детей

Роль подвижной игры. Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.

Мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей. Для детей, особенно младшего возраста, основной вид деятельности – игра. Поэтому при составлении плана мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным содержанием, сюжетом -народные игры. Эти задания в играх подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей.

Это такие движения как: ходьба, бег. подлезание и ползание. Народные подвижные игры позволяют научить детей играть вместе, дружно. Если к народным играм приложить еще и игровые пособия, у детей появляется интерес играть в эту игру. Объяснять игру мы стараемся эмоционально и выразительно, и все это помогает создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждать детей к активным действиям.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и т.д. В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, совершенствуются национальные традиции, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Радость сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствуют конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка» и т.д.).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризируют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления а самостоятельности действий.

Интересно
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.

В народных играх много смеха, шуток, юмора, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповто-римый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство, влияет на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры воспитатель следит за точностью движений, за дозировкой физической нагрузки, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Задача педагога -это научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Играя в народные игры, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

так, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основы начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость, движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаеся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Неизгладимое впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют. Играют в разные игры, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.

Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий: на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и т.д. Это находит отражение в играх.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди» и т.д.).

Игровая имитация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и настроенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» Коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить».

Интересно
Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного» – цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их объективный выбор – водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре: Я куплю себе дуду Шла кукушка мимо сени, И по улице пойду, А за нею малы дети, Громче, дудочка,дуди: Кукушата просят пить, Мыиграем,ты води. Выходи—тебеводить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмо-циональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца.

Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: Конь вороной остался под горой, Выберешь какого коня: Сивого или златогривого? Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.

В жеребьевки могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.д. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Кто засмеется, Губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся И хором произносят: Первенчики, бубенчики Летали голубенчики. По свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки,
Медок, сахарок, Молчок! Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит: Мышка, мышка! За шильце, Продай угонок. За белое полотенце, За шильце. За зеркальце! После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

Эти считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображения, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым моментом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может происходить no-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несложная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности ее действий игровых, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.

Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действием детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

Или может образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диа- диалог, если он имеется («Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации контролировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека.

Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Формирование навыков правильной осанки. Осанка – привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя, во время ходьбы.

Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно-рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста. У новорожденного позвоночник, состоящий из хрящевой ткани, в первые месяцы почти прямой. Постепенно у ребенка в положении лежа на животе и на руках у взрослого в вертикальном положении образуется изгиб в шейной части.

Когда ребенок начинает сидеть, стоять, у него появляется изгиб в поясничной области. К концу первого года жизни все изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного, крестцового) в основном сформированы, но не закреплены и выпрямляются в положении лежа.

Во избежание различных отклонений от нормы следует оберегать детей от непосильных нагрузок: нельзя долго держать ребенка в положения сидя или стоя без опоры, если, он еще не научился самостоятельно принимать это положение. Надо, чтобы ребенок сам вставал, держась за опору.

Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как .надо сидеть, стоять, ходить и учат этому на занятиях физическими упражнениями или другими, видами деятельности. Правильная осанка в положении сидя – прямая посадка головы, слегка оттянутые назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром.

При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях дети сидят, откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях (ближе к животу), плечи развернуты, голова подтянута, взгляд обращен на воспитателя. При такой позе органы брюшной и грудной клетки не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшаются, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.

На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.

От положения головы зависит тонус мышц плечевого пояса и верхних конечностей, разгибателей позвоночника. Если опустить голову на грудь, то тонус этих мышц снижается. Кроме того, свисающая голова своей тяжестью вызывает смещение позвонков по отношению друг к другу в нижнешейной и верхнегрудой частях позвоночника, в связи с чем происходит выдвижение плечевых суставов вперед, западение грудной клетки, расхождение лопаток. В результате развивается сутулость и верхнегрудной кифоз.

Стоять нужно в основной стойке или на слегка расставленных ногах (на ширине ступни). Развитию мышечных ощущений правильного положения тела и головы помогает следующее задание: дети встают к стене, прикасаются к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; закрывают глаза и запоминают это положение.

Затем, открыв глаза, они ходят, сохраняя принятое положение, по залу. Такое задание повторяется несколько раз. Сохранить правильное положение тела помогает также ходьба с мешочком на голове. Необходимо повседневно следить за осанкой детей, замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправить их.

В начале учебного года дошкольникам напоминают знакомые упражнения, закрепляют навыки, необходимые для их выполнения, обращают особое внимание на достаточную физическую нагрузку и эмоциональную подготовку детей к дальнейшему обучению. В основном используются программные упражнения предыдущих возрастных групп: для детей 2-х – 3-х лет – второй группы раннего возраста. Дня детей 3-х – 4-х лет – первой и второй группы. На занятиях с детьми третьего и четвертого года жизни уже предлагаются новые движения.

На совместных занятиях с подгруппами детей разного возраста желательно подбирать одноименные упражнения и проводить их фронтально. Виды движений от 2-х до 4-х лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении младшего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условия выполнения.

Предусматривается различия дозировок и требований к качественным показателям выполнения упражнений. Воспитатель, предлагая малышам одинаковые упражнения, следит, чтобы четырехлетние дети выполнили их с большей амплитудой, приложили большее усилие, обратили внимание на положение стоп, кисти, пальцев, сделали дополнительные движения (поднялись на носки, прогнулись и т.д.).

Младшие же дети передают только общий рисунок движения. Занятия с одним содержанием, но имеющие разные программные требования, позволяют сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях, повышают их активность. Не рекомендуется часто включать в занятия физические упражнения, которые требуют длительного ожидания, индивидуальной страховки (лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке, прыжки в длину с места), не оказывают большого физиологического воздействия на организм ребенка и малоэффективны для развития мышечной системы (бросание мяча вверх и ловля его, ходьба по доске, гимнастической скамейке, которые сложны по организации и проведению в помещении, прыжки через короткую скакалку и др.).

Эти упражнения лучше разучивать с детьми на индивидуальных занятиях. Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных подгрупп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения.

Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей. Если поставлена задача разучить с детьми трех-четырех лет, перестроение в колонну по три за направляющим по ориентирам, то начать занятие можно на 3-4 минуты раньше.

Затем к детям этого возраста присоединяется младшая группа. Количество общеразвивающих упражнений может быть одинаковым для обеих подгрупп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включение дополнительных движений руками и ногами, дозировки н качества выполнения.

Воспитатель, обращаясь к детям пятого гола жизни, формулирует свои требования. Если младшие дети подражают старшим и стараются выполнить упражнение так же, не следует их останавливать и прерывать занятие.

Малыши будут выполнять упражнения на достигнутом ими уровне. Иногда воспитатель включает одно, два более сложных упражнения в комплекс для детей трех и четырех лет. В этом случае младшие дети просто принимают исходное положение. Например, старшие выполняют пригибание назад, лежа на животе, а младшие выполняют произвольные движения лежа.

Одни и те же по структуре упражнения могут выполняться с разными предметами. Упражнения могут быть разными, если они выполняются детьми в ролях. Для проведения упражнений, детей чаше всего ставят в круг или предлагают встать врассыпную. Можно построить их в две шеренги, одна напротив, другой, так детям удобнее наблюдать друг за другом. Младшие при выполнении движений будут подражать старшим.

Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («Цыплята», «Воробышки» и другие).

При выполнении упражнений детьми всех возрастных групп используется, как правило, одно и то же основное движение. Детей 2-х – 3-х лет знакомят с выполнением движения в целом (создают первоначальное представление о технике выполнения), а с детьми 3-х — 4-х лет уточняют элементы движения или закрепляют у них навык выполнения этого же упражнения (например, прыжки в разных ситуациях). Можно использовать разные способы выполнения одного н того же движения (например, подлезание пол препятствие).

Разные движения для детей каждой группы включаются в занятие в том случае, если одна подгруппа может заниматься самостоятельно (например, младшие дети упражняются на качалках и тренажерах, а детей 3-х и 4-х лет в это время обучают новому движению). К разным упражнениям дети привыкают и в подвижных играх, в которых даются задания разной сложности.

Дифференцировать задания для детей разного возраста и подготовленности, и тем самым изменить сложность выполняемых упражнений поможет и оборудование, особенно наборы предметов с изменяющимися размерами, позволяющие увеличить пни уменьшить их высоту, длину, ширину и массу. Для занятий подбирается общая для детей всех возрастных групп подвижная игра с посильными двигательными заданиями.

В основной части занятия используются игры с большой подвижностью, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание н др.), например, «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик» и др. Дети всех возрастных подгрупп заканчивают занятие одновременно. Однако если младшие дети утомлены, воспитатель также используя игровые приемы, устраивает для них небольшой отдых.

Сюжетные занятия по физической культуре состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основывается на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредовательный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающие знакомые упражнения и др.

В основной части занятия у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, коордиционные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается обучение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру. В разновозрастной группе детей 2-х — 4-х лет проводят занятия разного типа. По содержанию и методам проведения они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.

Игровые занятия отличаются тем, что для решения задач подбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.

Сюжетные занятия (двигательный рассказ) повышают интерес к движениям. Смешанные занятия состоят из гимнастических упражнений (строевые, общеразвивающие, основные движения) и подвижных игр. Гимнастические упражнения с детьми младшего возраста проводятся в форме игровых упражнений.

На одних занятиях разучиваются новые упражнения и закрепляются двигательные навыки в уже освоенных движениях, одновременно осуществляется развитие функциональных качеств ребенка, на других знакомые физические упражнения носят тренировочный характер и направлены на развитие всех систем организма и закрепление двигательных навыков.

Периодически полезно проводить контрольные занятия. На них проверяется уровень двигательных навыков и физических качеств детей, выявляются их склонности и интересы.

В разных типах занятий количество частей и их склонности и интересы. В разных типах занятий количество частей и их последовательность остаются неизменными и не зависят от содержания занятия, т.е. использованных гимнастических и спортивных упражнений, подвижных игр.

Обучение детей таким движениям как метание, лазанье по гимнастическим стенкам, лучше проводить небольшими подгруппами, используя игровые задания. Совершенствование различных видов ходьбы и бега лучше происходит в подвижных играх, которые планируются ежедневно.

Дети старшей возрастной группы являются примером для малышей в своем отношении к занятиям и играм. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой небольшой опыт и групповые традиции любимых подвижных игр малышам. На занятиях четырехлетние дети оказывают помощь младшим, например, держат их за руку во время ходьбы по доске, скамейке, учат «кататься на карусели» и т.п. Старших детей можно пригласить на первые занятия с малышами. Они помогут воспитателю разместить инвентарь, заинтересовать малышей упражнениями.

Снижая нагрузку для младших на общих занятиях, воспитатель предлагает им не только отдохнуть, а понаблюдать за игрой старших, их взаимоотношение в игре. Этот прием активизирует последующую совмест-ную двигательную деятельность детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)