Налоговая политика как одна из основных функций государства по управлению экономикой

В неоклассической экономической теории признается, что одной из основных функций государства по управлению экономикой является налоговая политика. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная
и разнообразная система налогов.

Население вносит в государственный бюджет подоходный налог (величина которого у нас в России — 13 %, и шкала плоская, работники его не сами платят, а вносит налоговый агент — предприятие автоматически списывает со счета работника, в других странах — прогрессивный подоходный налог). Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

С помощью налоговой системы государство — минимальное государство в терминах Нозика — может проводить социальную политику перераспределения. Как говорит Пол Самуэльсон, чтобы «молоко, необходимое больному ребенку бедняка, не оказалось в миске кошки богача»! Где причины появления неравенства?

Рынок как социальная система порождает неравенство в распределении доходов, которое в дальнейшем выражается в неравномерном распределении совокупного продукта между частными домохозяйствами.

Среди факторов, способствующих неравенству, следует обозначить: различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовки, дискриминацию на рынке труда, профессиональные риски и монопольную власть на рынке определенных профессий, неравное распределение богатства на основе наличия собственности, а также счастливые и несчастливые случаи.

Государство способно сгладить неравенство, порожденное рыночной системой, путем выплат трансфертных платежей в форме благотворительных чеков, продовольственных талонов, пособий по безработице, оказывая помощь иждивенцам, инвалидам, лицам пожилого возраста и безработным.

Правительство может влиять на распределение доходов, действуя через законодательство (например, устанавливать минимальный размер оплаты труда, т. е. увеличивать доходы определенных групп населения).

Выделяют два принципа распределения налогового бремени: принцип налогообложения получаемых благ и принцип платежеспособности. Первый принцип подразумевает, что тот, кто получает выгоду от товаров и услуг, предоставляемых государством, должен платить налоги для их финансирования. Второй принцип означает, что субъекты с большими доходами должны платить в абсолютном и относительном выражении налогов больше, чем те, которые их не имеют.

Система налогообложения включает три группы налогов: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Подоходный налог с физических лиц обычно является прогрессивным (его средняя ставка увеличивается по мере роста дохода), налог на прибыль корпораций является пропорциональным (его средняя ставка остается неизменной, независимо от размера дохода), а налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество являются регрессивными (их средняя ставка уменьшается по мере роста дохода).

Интересно
Графическим неравенство доходов в обществе можно изобразить с помощью кривой Лоренца. Она показывает долю совокупного дохода, которая соответствует доле семей. Расстояние между кривой Лоренца и линией, обозначающей абсолютное равенство доходов, демонстрирует степень неравенства доходов в обществе.

Кривую Лоренца используют для сравнения уровня доходов как в короткие, так и в длинные периоды времени с учетом доходов до и после уплаты налогов, а также для сравнения доходов разных стран и этнических групп.

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и прямые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию для помощи фермерам.

Может существовать и обратная ситуация дефицита, когда цена устанавливается государством ниже цены равновесия. Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии.

Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана с так называемыми общественными благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое. Общественные блага отличаются от обычных «необщественных» благ следующими двумя характеристиками.

Отсутствием соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Невозможностью воспрепятствовать потреблению общественных благ.

Интересно
В ситуациях с общественными благами чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными. Общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Поэтому общественные блага обычно производятся при участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей.

Итак, государство с точки зрения неоклассической модели не выполняет прямых экономических функций, в большей степени оно нацелено на установление справедливых правил и поддержания порядка, предполагая, что если правила справедливые, то и результаты распределения будут справедливыми. Социальное перераспределение доходов возможно в том случае, когда рыночный механизм не работает (несчастливые случаи, экология, оборона и т. д.). В кейнсианской модели перераспределения акценты уже совершенно другие

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)