Налоговая культура, поведение налогоплательщика, уклонение от уплаты налогов

Вопрос налоговой культуры получил особенное развитие в связи с появлением Евросоюза. По мнению Ю. Бакхауза, после того как европейская конституция стала принимать более определенные формы, налоговое законодательство Евросоюза должно противостоять классическим критериям, созданным в эпоху национальных государств, и соответствовать требованиям современной глобальной экономики.

Например, можно отметить разницу в уровне налоговой солидарности между романскими странами, такими как Франция, Италия и Испания, где она ниже относительно стран северной Европы.

По мнению Г. Кирхгесснера, в северных странах Европы, в отличие от большинства католических стран на юге, светская и церковная власть были объединены в лице одного правителя, а потому преступление против государства было по сути одновременно и религиозным преступлением а следовательно — и грехом.

Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на так называемой налоговой этике и отмечают различия между странами в зависимости от соблюдения в них налогового законодательства и особенностей налоговой солидарности, а также неспособность стандартных экономических моделей объяснить эти различия.

Иногда, с учетом существующих ставок и низким уровнем контроля, можно наблюдать слишком высокий уровень налоговой солидарности, что сложно объяснить (кривая Лаффера) в рамках классической экономической теории.

Интересно
Экономисты рассматривают проблему уклонения от уплаты налогов как одно из рациональных решений, принимаемых в условиях неопределенности. Это означает, что уход от налогов — игра, которая заканчивается либо выигрышем от неуплаты налогов, либо, в зависимости от вероятности обнаружения, санкциями.

Эта точка зрения на поведение налогоплательщика была впервые представлена в формальной модели М. Аллингама и А. Сандмо, возникшей под влиянием экономики преступности.

Д. Андреони, Б. Эрард и Д. Файнштайн писали: «Добавление моральной и социальной динамики к модели соблюдения налогового законодательства пока еще в значительной степени является неразвитой областью исследований».

Налоговая этика представляет собой социальный феномен, который сложно объяснить. Б. Торглер отмечает три ключевых фактора, которые кажутся важными для понимания налоговой морали: этические нормы и чувства, справедливость и отношения между налогоплательщиком и государством.

Вопрос о налоговой этике, по мнению автора, — это скорее вопрос не о том, почему люди вообще обманывают, а почему люди не обманывают так сильно, как могли бы.

Таким образом, складывается впечатление, что мрачная картина повсеместного уклонения от налогов — всего лишь миф.

Д. Пайл критикует предположение, что люди являются аморальными максимизаторами личной полезности, и отмечает, что подавляющее большинство налогоплательщиков «предпочитают все таки вести себя честно».

Поэтому вполне обоснованно многие исследователи полагают, что внутренняя мотивация физических лиц уклоняться или нет от налогов — налоговая этика — в разных странах отличается. Тем не менее выделить причины этих различий в налоговой этике очень сложно.

Биргер Нерре отмечает, что в XX в. стали модными так называемые налоговые миссии, т. е. экспертные комиссии, укомплектованные иностранными специалистами по налогообложению. Результат их работы — оценка успешного правоприменения и предлагаемые реформы — в среднем не очень удовлетворительный.

Первую документально подтвержденную налоговую миссию на Кубу в 1931 г. возглавляли профессора Колумбийского университета Шоап и Селигман; сложно назвать ее успешной, так как кубинское правительство публично сожгло все копии доклада, составленные на испанском, сразу после их опубликования.

Так или иначе, но американский образ налогообложения не был совместим с кубинской налоговой действительностью или с кубинской налоговой культурой.

Впервые понятие «налоговой культуры» было использовано более 80 лет назад, когда Й. Шумпетер использовал термин «налоговая культура» в своей знаменитой статье «Экономика и социология подоходного налога», где подчеркивался его эволюционный характер: «Как и любой социальный институт, каждый налог переживает эпоху экономической и психологической целесообразности».

Интересно
Й. Шумпетер использует термин «налоговая культура» в смысле «культивирования» налоговых систем. Из этого становится ясно, что термин «налоговая культура» используется им лишь в зависимости от прогрессивности налоговой системы.

Он рассматривает налогообложение как «искусство», что свидетельствует о понимании «налоговой культуры» в рамках определения «искусство = создание культурных ценностей» (таких как скульптура, живопись, театр и т. д.) и отличает его от налогообложения — «ремесла».

По мнению Нерре, «классическое» понимание налоговой культуры в определенной стране включало в себя прежде всего создателей налоговой системы.

Налогоплательщики не рассматривались как часть «налоговой культуры». Более поздние толкования термина «налоговая культура», наоборот, поставили либо исключительно налогоплательщиков, либо связи между ними и налоговыми органами в центр своей аргументации.

Такой ограниченный подход к анализу взаимодействия только лишь двух групп интересов является слишком ограниченным, потому что остается без рассмотрения эволюционный процесс налоговой системы, а также национальной культуры.

Культурные факторы непрерывно сопровождаются процессом модификации и корректируются изнутри и извне.

Следовательно, сама культура есть явление динамических взаимодействий. Они укоренены в национальных исторических событиях (в смысле «исторической укорененности»).

Нерре дает следующее определение налоговой культуры: это специфическая совокупность всех соответствующих формальных и неформальных институтов, связанных с национальной налоговой системой и ее практической реализацией, которые исторически являются встроенными в культуру страны, включая зависимости и связи, вызванные их постоянным взаимодействием.

Функционирование налоговой культуры можно разделить на несколько логических элементов. Во-первых, государство определяет правила игры, в соответствии с которыми действуют налоговые органы и налогоплательщики. Во-вторых, есть налогоплательщики, которые взаимодействуют с налоговыми органами.

Кроме того, налогоплательщики также взаимодействуют друг с другом. Наконец, налогоплательщики являются избирателями и тем самым имеют возможность частично определять будущие правила игры.

Таким образом, наличие или создание универсальной и «объективно хорошей» системы налогообложения становится явно невозможным.

«Налоговая культура», характерная для той или иной страны, возникает в результате традиций налогообложения (например, преобладание прямых налогов), с одной стороны, и пониманием таких культурных ценностей, как «честность», «справедливость» или «чувство долга» — с другой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)