Методы и приемы воспитания дошкольников

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Средства воспитания – это относительно независимые от воспитателя источники формирования личности. К ним относят виды деятельности, предметы, вещи, произведения и объекты духовной и материальной культуры, природу. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы.

Приемы воспитания – это часть метода, входящая в его структуру.

Метод – основная категория воспитания.

В основу общепринятой классификации положена концепция деятельности Ю. К. Бабанского:

  • методы формирования сознания личности;
  • методы организации деятельности и опыта поведения;
  • методы стимулирования деятельности и поведения.

Первая группа включает методы, направленные на формирование представлений о мире.

Вторая группа методов используется для организации деятельности на основе сформированных поведенческих установок.

Третья группа отражает мотивационный компонент деятельности детей: одобрение или порицание поступка. Охарактеризуем методы, чаще всего используемые в воспитании дошкольников.

Методы убеждения обращены к сознанию ребенка и направлены на формирование представлений, понятий, отношений, ценностей. Ведущим приемом методов убеждения является слово. К данной группе относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Рассказ, объяснение – это монологическая форма, которая требует информативности, доступности и эмоциональности, убедительности.

Интересно
Беседа – метод, где имеет место эмоциональная активность самих дошкольников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера.

Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ факта или персонажа. Его функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста.

Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя.

Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей.

Внушение как педагогический метод редко описывается в пособиях.

Внушение – это воздействие на ребенка с помощью эмоциональных приемов при доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, искусства и т. п.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения предполагают выполнение требований к ее организации:

  • личностную значимость для детей;
  • активную позицию ребенка;
  • смену функций и ролей;
  • гибкость руководства деятельностью детей.

Организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие
ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил. Требование может выражаться как указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, вторые – просьбы. В воспитании дошкольников используются косвенные требования, которые предъявляются в виде просьбы, совета.

Общественное мнение используется в коллективе старших дошкольников. Педагог должен следить за эмоциональным фоном, корректностью оценки детьми своих товарищей. Приучение и упражнение содействуют формированию способов поведения, привычек.

Приучение – регулярное выполнение детьми действий с целью их закрепления. Привычки становятся устойчивыми свойствами личности. Приучение эффективно на ранних этапах развития.

Упражнение – многократное повторение действий как устойчивой основы поведения. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на желание ребенка, которое должно быть мотивировано педагогом.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, специально организованные педагогом. Их функция – выбор правильного решения или поступка.

Методы стимулирования поведения и деятельности направлены на побуждение детей к одобряемому педагогом поведению. Побудителем выступают поощрение или наказание. Психологической основой является переживание, осмысление поступка и т. п.

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения качеств, поступков, поведения детей. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах. Формы поощрения: похвала и награждение игрушками, ценными предметами. Поощрение чаще требуется детям, неуверенным в себе, для повышения самооценки.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков. Метод наказания требует обдуманных действий педагога, используется без унижения достоинства личности ребенка.

Формы наказания: замечание, предупреждение, беседа. В ряде случаев используется метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

Метод соревнования может успешно использоваться в коллективе дошкольников для повышения самооценки, мотивации на достижение положительного результата, формирования ответственности за свои поступки, получения опыта коллективного взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)