Планирование целостного педагогического процесса в детском саду

Основной функцией в организации педагогического процесса в детском саду является планирование.

Планирование строится на всестороннем анализе состояния воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения или педагогической деятельности конкретного специалиста, а также на определении задач на планируемый период.

В практике дошкольного образования используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование осуществляется на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, выбранной учреждением «Программы воспитания и обучения в детском саду» и анализа работы детского сада за истекший период.

Интересно
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательного процесса детского сада, предусматривая преемственность этапов возрастного развития детей, непрерывность образования и последовательность реализации программы.

Составление годового плана является коллективной деятельностью всех сотрудников детского сада с целью мотивации их на результаты образования. Годовой план утверждается на первом педагогическом совете.

В структуру годового плана работы входят: вводная часть с кратким, но глубоким анализом работы учреждения за прошедший период; основные задачи работы дошкольного учреждения; организационно-педагогическая работа; руководство и контроль; работа с кадрами; работа с родителями; административно-хозяйственная работа.

Анализ включает: эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей; уровень учебно-воспитательного процесса по возрастным группам, подготовленность детей к школе; квалификацию педагогических работников; эффективность работы с родителями и т. д.

Задачи дошкольного учреждения по воспитанию и обучению, повышению педагогического мастерства воспитателей подтверждаются конкретными мероприятиями в разделах плана.

Организационно-педагогическая работа включает работу всех форм деятельности воспитателей (педсовет, методические объединения, работа методкабинета).

Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой оформляется графиком с направлениями контроля, содержанием, сроками и формами проведения.

Работа с кадрами предусматривает подбор и расстановку кадров в детском саду в планируемый период, повышение квалификации педагогов.

Работа с родителями включает совместную работу детского сада с семьей и родительской общественностью, работу с неблагополучными семьями, психолого-педагогическое консультирование родителей, массовую деятельность в рамках семейного досуга.

Административно-хозяйственная работа планирует мероприятия по улучшению условий организации жизни, воспитания и обучения детей и сотрудников детского сада.

Годовой план хранится в доступном для сотрудников месте, как правило, это методический кабинет детского сада. Текущее планирование включает перспективное и календарное планирование.

Перспективное планирование предполагает планирование педагогического процесса воспитателями конкретной группы на длительный резок времени по разделам реализуемой в саду комплексной программы (чаще всего – это «Радуга» или «От рождения до школы»).

Календарное планирование равномерно распределяет программный материал в течение года, с учетом возраста детей, использованием коллективных и индивидуальных форм деятельности воспитанников на основе разделов «Организация жизни и воспитание детей» и «Обучение на занятиях».

По первому разделу планируется: процесс воспитания культуры поведения детей с формированием культурно-гигиенических навыков; методы, приемы и содержание игровой деятельности; приемы руководства детским трудом.

Во второй раздел плана включаются методические приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе детского сада включает прогулки (утренняя и вечерняя), утренние занятия предметной деятельностью и деятельность детей во второй половине дня.

Утренний отрезок времени включает беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, игровую деятельность, наблюдение за природой, трудовую деятельность и деятельность детей по их желанию, индивидуальную работу.

Интересно
На прогулке основная задача воспитателя состоит в обеспечении детей активной деятельностью: игра, труд, наблюдение, при равномерном чередовании спокойная и двигательная деятельность, физическая нагрузка. Содержание вечерних прогулок должно быть итогом деятельности детей в течение дня.

Планирование обучения нацелено на формирование у детей знаний, умений и навыков по различным разделам организованной учебной деятельности. В календарный план заносится тема, содержание занятия, методические приемы и пособия, наглядный материал по теме, виды индивидуальной работы с детьми.

Планирование второй половины дня включает игровую и трудовую деятельность детей, спортивные, музыкальные мероприятия, развлечения, кружковые занятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)