Инновационные технологии в детском саду

Процесс постоянного инновирования в системе российского образования предъявляет высокие требования к развитию дошкольного воспитания и обучения, которое требует перехода на новое качество применяемых технологий.

Новые методы, формы, средства, технологические приемы дошкольной педагогики ориентированы на развивающуюся личность ребёнка, что подчеркивает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей, так как период дошкольного детства является сензитивным для развития большинства видов способностей.

Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, формировании эмоциональной сферы, двигательной активности ребенка. Необходимо ориентироваться в многообразии современных технологий.

Инновационные технологии – это комплекс методов, способов, приёмов обучения, средств, направленных на изменение или совершенствование процесса обучения и воспитания.

Причинами появления инноваций являются:

  • потребность дошкольных учреждений;
  • творческая активность педагогов;
  • заказ социума (родительской общественности).

По мнению Г. К. Селевко, педагогическая технология должна удовлетворять следующим критериям: опоре на научную концепцию, системности и целостности, управляемости (цель, план, проект, процесс, диагностика, коррекция, результат), эффективности, воспроизводимости.

На основе классификации Г. Н. Селевко можно выделить педагогические технологии, приемлемые в дошкольном образовании: игровые, проблемного обучения, развивающего обучения, компьютерные, альтернативные.

В структуру технологии входят:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть (цели и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (методы и формы организации деятельности детей;
  • методы работы педагога; диагностика).

Игровая педагогическая технология обладает четко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, характеризуется познавательной направленностью. Психологической основой игровой деятельности являются потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Различают игры с предметами и без них, настольно-печатные, в помещении, на свежем воздухе, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровое занятие начинается с мотивации, стимулирующей детей к деятельности, вводится элемент соревнования. Дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам дидактической игры. Учебный (раздаточный) материал используется как средство. Выполнение дидактического задания совпадает с результатом игры.

Интересно
Основным содержанием детских игр является предметная деятельность, правила общественного поведения и отношения между взрослыми людьми, которых копируют дети.

Цель игровых технологий – это решение задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих. В результате освоения игровой деятельности у дошкольника формируется социальная и интеллектуальная готовность к учебной деятельности.

Технология проблемного обучения основана на концепции психолога и педагога Джона Дьюи и представляет собой такую организацию учебных занятий, при которой педагог создает проблемную ситуацию и организует самостоятельную деятельность детей по ее разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками.

Целью проблемной технологии выступает: приобретение знаний, умений и навыков; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательной и творческой активности.

Проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации через цепь проблемных ситуаций в изложении дидактического содержания. Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся.

Различают проблемные ситуации психологические и педагогические. Первые касаются деятельности детей, другие относятся к организации учебной деятельности на занятиях.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса дошкольного обучения (объяснение, закрепление, контроль) и во всех формах детской деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)