Методика изучения периметра многоугольников

Понятие о периметре многоугольника (без использования термина “периметр”) дается в процессе решения конкретной задачи и на нахождение длины ломаной линии.

После решения достаточного числа задач на нахождение длины (замкнутых и незамкнутых) ломаных линий можно ознакомить учащихся с понятием периметра многоугольника.

Предварительно им необходимо напомнить, что граница многоугольника есть замкнутая ломаная. Затем сообщить, что длину границы многоугольника называют периметром этого многоугольника.

Дети самостоятельно приходят к выводу, что периметр многоугольника есть длина ломаной линии. Сначала находят периметр многоугольников путем измерений на картонных моделях, затем на переходят к решению задач на чертежах.

Например:

  • Учащимся раздаются вырезанные из бумаги многоугольники или начерченные на карточках треугольники, четырехугольники или и т.п. и дается задание найти сумму длин сторон данных фигур.
  • Можно предложить построить многоугольник по точкам, не лежащим на одной прямой, соединить их последовательно отрезками, обозначить и раскрасить полученный многоугольник, a потом измерить стороны и найти сумму их длин.
  • Составить арифметические выражения для нахождения Р:

Методика изучения периметра многоугольников

Специально рассматривается нахождение периметра разносторонних многоугольников, a также нахождение периметра прямоугольника.

Периметр этих фигур дети находят сначала, как и на предыдущем этапе: измеряют каждую сторону и складывают полученные числа.

Обращается внимание учащихся на равенство сторон, и учащиеся сами догадываются, что при нахождении суммы длин сторон равностороннего треугольника, квадрата в других многоугольников с равными сторонами достаточно измерить одну сторону, a затем умножить ее длину нa число сторон многоугольника.

При нахождении периметра прямоугольника достаточно узнать его длину и ширину (т.е. основание и высоту), затем умножить каждое из этих чисел на 2 и полученные произведения сложить.

Интересно
Задача нахождения периметра квадрата и прямоугольника связана с использованием свойств их противоположных сторон. Кроме геометрических, учащиеся при решении данных задач закрепляют также и арифметические знания (составление выражений (формул) для нахождения периметра).

Опираясь на чертеж, учащиеся подмечают, что можно поступить и по-другому: найти сумму длин снежных сторон, a затеи умножить эту сумму на 2.

Сравнивая полученные записи, например: 4×2+ 6×2=20 (см) и (4 + 6)х 2 = 20(си)‚ дети устанавливают, что во втором случае умножали сумму на число, a в первом — каждое слагаемое умножали на это число и результаты складывали.

Так, как использованное свойство умножения суммы на число известно, детям, то они убеждаются в правильности своих рассуждений при нахождении периметра прямоугольника.

В дальнейшем систематически решаются задачи на вычисление периметра, a также задачи им обратные.

Пример:

  • Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 16 см.
  • Участок квадратной формы с трех сторон обнесен забором, a одной стороной примыкает к дому, длина которого 9 и. Какова длина забора.

При решении таких задач полезно выполнять чертеж на доске (хотя бы схематически). Наряду с решением готовых задач рекомендуется предлагать учащимся задания на составление подобных задач с геометрическим содержанием (подобрать и вставить в условие пропущенные числовые значения; составить задачу, обратную решенной; составить задачу по данному решению и т.п.).

В процессе решения таких упражнений формируется понятие периметра многоугольника и умение находить его, a также развиваются пространственные и геометрические представления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)