Общие вопросы методики изучения величин в начальном курсе математик

Величины рассматривают на протяжении всего курса обучения математики в начальной школе и тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерению связывается с обучением счёту; новые единицы измерения вводятся вслед за введением соответствующих счётных единиц; арифметические действия выполняются над натуральными числами и над величинами; измерительные и графические работы как наглядное средство используется при решении задач.

Следует постоянно использовать при ознакомлении с величинами знания, умения и навыки, полученные при изучении чисел, операций над числами, а также при изучении фигур и операций над фигурами и наоборот.

Так, например, изучение важного свойства такой величины как длина: «если отрезок состоит из двух отрезков, то его длина равна сумме длин этих отрезков» можно проводить на основе представления о сумме чисел.

А на основе чёткого представления об измерении отрезков и их длины «в сантиметрах» и «дециметрах» можно наглядно иллюстрировать ознакомление первоклассников с двузначными числами.

Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.

Методика изучения каждой величины имеет свои особенности, связанные со спецификой данной величины, но общий подход к величине как свойству предметов и явлений позволяет говорить об общей методике изучения величин.

Она включает следующиеэтапы:

  1. Выявление представлений учащихся о данной величине.
  2. Введение понятия и соответствующего термина.
  3. Сравнение однородных величин (визуально, ощущением, наложением, приложением, с помощью различных мерок).
  4. Знакомство с единицей измерения величины и с измерительным прибором.
  5. Формирование измерительных умений и навыков.
  6. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
  7. Знакомство с новыми единицами измерения величин в тесной связи с изучением нумерации по концентрам. Перевод одних единиц измерения в другие. Перевод величин, выраженных в единицах одних наименований, в однородные величины, выраженные в единицах других наименований.
  8. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах двух различных наименований.
  9. Умножение и деление величины на число.

Основная задача учителя во время работы над данной темой, сформировать понятие о величине и об измерении величин.

В начальной школе закладывается фундамент измерительных умений и навыков, основанных на непосредственной практической деятельности детей. Причем, учеников нужно учить измерению величин с помощью инструментов и без них. Школьники должны усвоить, что каждая величина имеет единицу измерения и не одну.

Интересно
Следует помнить о наиболее распространённых ошибках и затруднениях учителей и учащихся при изучении данной темы. Чтобы избежать этого учителю следует познакомиться более подробно с вопросом изучения величин в курсе математики и не допускать смешения таких понятий, как «число» и «величина».

Следует помнить, что число возникает при измерении величин. Если учитель не акцентирует внимание на этом или сам допускает такие ошибки, то дети не различают, например, таких понятий, как «отрезок» и «длина отрезка», «прямоугольник» и «площадь прямоугольника».

Для избегания ошибок при измерении величин, нужно учить детей правильно пользоваться измерительными приборами и инструментами.

Например, при взвешивании сначала уравновешивать пустые чаши весов (или в случае циферблатных весов стрелка устанавливается на ноль).

Во избежание явлений параллаксов (когда наблюдатель смотрит на шкалу измерения с боку), смотреть на шкалу так, чтобы линия взгляда проходила через конечную точку измеряемого отрезка или конец стрелки прибора и была строго перпендикулярна к шкале.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)