Методика изучения мер времени

Изучение величины «время» – проходит аналогично, по общей схеме.

Однако, в отличии от единиц измерении других величин, в изучении мер времени есть одна особенность: в ее основе лежит шестидесятеричная система счисления. Это является причиной одной из самых распространенных ошибок при работе с мерами времени, когда при переводе часа в минуты ребенок считает, что 1 ч = 100 мин.

Дети достаточно сознательно оперируют такими понятиями как минута, час, день, неделя, месяц, год.

Некоторые дети знают последовательность дней недели и месяцев в году, умеют определять время по часам. Все эти представления формируются у детей из жизненного опыта.

Однако, следует помнить, что усвоение временных представлений, изучение мер времени вызывает у школьников много затруднений и ошибок.

Перечислим некоторые из них:

  1. Дети путают такие понятия, как день и сутки.
  2. Дети допускают ошибки в установлении временной последовательности событий: вчера- сегодня; вчера- завтра; что было раньше, что позже.
  3. Дети не умеют определять временную продолжительность события и учатся этому с трудом. Причин этому несколько:
    1. время необратимо и нельзя вернуться во времени к началу события;
    2. кажется, что промежуток времени насыщенный интересным занятием, протекает во времени быстрее.
  4. Вызывает затруднение сравнение временных промежутков (по тем же причинам).
  5. Перевод одних единиц измерения в другие.

Поэтому, еще до систематического изучения мер времени по программе следует выполнять с учениками ряд заданий и упражнений позволяющих сформировать у них правильные временные представления и предупредить возможные ошибки.

Это могут быть упражнения направленные:

  • на знакомство детей с днями недели, их названиями и последовательностью (по календарю, телевизионной программе, дневнику);
  • знакомство детей с названием и последовательностью месяцев в году (по календарю);
  • обучение детей сравнению временных промежутков без использования часов (что длится дольше урок или перемена? и т.п.);
  • обучение детей определять время по часам с точностью до часа.

Важно, чтобы дети имели конкретные представления о различной продолжительности наиболее знакомых детям событий и процессов:

  • Урок – 40 мин.;
  • Перемена – 20 мин.;
  • 1 минута – счет до 60;
  • 1 минута – 60 шагов.

Большинство ошибок учащихся связано с установлением соотношения между различными единицами измерения времени и составлением таблицы мер. Эти трудности объясняются большим разнообразием единичных отношений.

1 ч = 60 мин = 3600 сек.

1 сутки = 24 ч = 1440 мин и т.д.

Поэтому, обязательны при составлении таблицы ссылки на знания и жизненный опыт детей, а также на иллюстрированную таблицу.

Учащиеся должны уметь определять время по циферблатным часам. Им объясняется устройство циферблата, назначение стрелок.

В начальной школе дети должны научиться определять время по часам:

  • в 1 классе – с точностью до часа;
  • во 2 классе с точностью до минуты;
  • в 3 классе дети знакомятся с 24-х часовым счислением времени суток, они узнают, что начало суток – полночь (0 часов), конец суток – полночь (24 часа).

И так как счет часов идет от полуночи, после полудня каждый час имеет другой порядковый номер: 1 час дня – 13 часов, 2 ч. дня – 14 часов.

Большое внимание необходимо уделять решению задач на вычисление времени. Различают задачи на вычисление времени в пределах суток, месяца, года, столетия.

В каждой группе выделяют три вида задач:

  1. Задачи на вычисление продолжительности события.
  2. Задачи на вычисление начала события.
  3. Задачи на вычисление конца события.

Решение таких задач осложняется тем, что полноценные способы решения в пределах года, месяца, столетия требуют умения заменять календарные даты арифметическими числами и, наоборот, умения переводить арифметические числа в календарные даты.

Разумеется, что в отведенное программой время дети этими знаниями, умениями и навыками и в должной мере овладеть не могут. Поэтому в 3 классе основное внимание уделяется задачам на вычисление времени в пределах 1-2 суток.

Что же касается задач на вычисление времени в пределах месяца и года, то они решаются только табельно-календарным путем подсчета дней и месяцев.

В пределах века задачи на вычисление времени решаются с использованием «ленты времени».

Знакомство учащихся с тремя видами задач на вычисление времени в пределах 1-2 суток полезно провести на одном уроке, решая такие задачи одну за другой, как взаимообратные.

Пример: Занятия в школе начинаются в 9 часов и заканчиваются в 13 часов. Сколько времени продолжаются занятия?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)