Понятие величины в школьном курсе математики

Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики.

В начальной школе каждая изучаемая величина рассматривается как некоторое общественное свойство реальных объектов окружающего мира.

Упражнения в измерениях величин развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными и практическими навыками, которые широко применяются в жизни.

Следовательно, изучение величин – это одно из средств связи обучения с жизнью.

Понятие величины широко применяется не только в математике, но и физике, химии, биологии, астрономии и других науках.

В школе это понятие используется не всегда корректно:

  • считаются синонимами термины «величина» и «количество»;
  • смешивают термины «величина» и «значение величины», т.е. «число» (возникает вследствие непонимания, что число есть результат измерения величины);
  • говорят о «величине величины», когда, например, для характеристики площади фигуры применяют словосочетание «величина площади».

Объясняется это тем, что понятие величины не является чисто математическим. Применение его в различных отраслях науки привело к разночтению, употреблению его в разных смыслах.

Понятие «величина» в математике может использоваться в других смыслах:

  1. Как формально-логическое понятие (аддитивные величины, векторные величины). В этом смысле им даётся точное аксиоматическое определение.
  2. Как понятие, связанное с практикой измерения (длины, расстояния, массы и т.д.). В этом смысле понятие изучается в школе.

В школьной математике на вопрос: «Что такое величина?» ответа в виде определения нет. Однако, с помощью исходных свойств, характеризующих величины, строится вся теория величин. Величина рассматривается как некоторое свойство предметов и явлений.

Понятие «величина» формируется через характеристические свойства конкретной величины, через интуитивное её восприятие.

Изучение величин тесно связано с измерением. Каждая величина имеет единицу измерения. Однородные величины можно сравнивать, складывать, вычитать, а также умножать и делить на число.

В начальной школе изучаются следующие основные величины: масса, ёмкость, время, длина, площадь. Кроме основных величин дети знакомятся с некоторыми производными величинами, такими, как скорость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)