Методика изучения массы

С величиной – масса, дети начинают знакомство с 1 класса. Учителю следует различать такие понятия как «масса» и «вес» и не употреблять их не по назначению, т.к. учащиеся могут привыкнуть к ошибочному использованию этих понятий, и в последствии очень трудно будет их переучивать. Хотя мы и взвешиваем предметы, но находим при этом не вес, а массу предмета.

Масса тела – количественная мера инертности тела, т.е. свойство тела, от которого зависит его ускорение при взаимодействии с другими телами.

Масса тела постоянна, ее можно измерить с помощью сравнения с эталоном массы. Эталон массы в Международной системе принята масса специального эталона, изготовленного из сплава платины и иридия. Масса этого эталона называется килограмм.

Интересно
Вес тела – сила, с которой тело вследствие его притяжения к земле действует на горизонтальную опору или подвес. Вес тела может меняться.

Исчезнуть при движении тела с ускорением свободного падения (невесомость). Увеличиться при перегрузке (ускоренное движение тела вертикально вверх).

Обучение учащихся следует проводить по данной выше общей схеме изучения величин.

В процессе беседы или при выполнении практической работы учителю следует выяснить какие представления о данных величинах имеют дети. Учащиеся из собственного опыта, как правило знают, что многие их окружающих предметов связаны отношениями «тяжелее», «легче», «одинаковы»: яблоко легче арбуза, слон тяжелее собаки и т.д.

Следует, однако, помнить, что опыт учащихся по измерению массы тел очень не велик. Поэтому еще до изучения этого вопроса следует помочь детям выделить массу среди других свойств предметов.

Можно предложить учащимся на уроке выполнить следующие пропедевтические задания: Установить какой предмет легче (тяжелее)?

Причем, предметы должны быть одинаковы по форме, размерам, но иметь различную массу, так как сильное влияние на оценку массы оказывают размеры предмета (больший по объему предмет кажется тяжелее по массе).

Итак, урок, на котором дается представление о массе, можно начать с выполнения следующих заданий:

  1. Возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что тяжелее? Что легче? Вывод: мы сравнивали предметы по их массе. Говорят, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради меньше.
  2. Возьмите в одну руку учебник математики и в другую учебник математики. Что тяжелее? Что легче? Вывод: Масса одного учебника равна массе другого учебника.

Затем вводится необходимость измерения массы предметов и основная мера массы – килограмм.

Для этого учителю следует иметь рычажные весы набор гирь массой 1 кг, 2 кг, 5 кг и т.д., а также набор тел массу которых следует взвесить, причем предметы следует подбирать так, чтобы их масса была равна целому числу килограммов.

Среди этих предметов д.б. такие, которые часто встречаются в жизни: 1 кг.- пачка соли, пачка сахара, пакет крупы и т.д.

И так, чтобы сформировать у детей понятие о массе 1 кг следует действовать по плану:

  1. Пусть дети подержат в руках предметы с такой массой.
  2. Пусть подержат гирю с массой 1 кг.
  3. Пусть отберут из имеющихся на основании сравнения предметы с другой массой (тяжелее, легче), предметы с равной массой.
  4. Сообщить, что каждый предмет имеет массу 1 кг, такую же, как и килограммовая гиря.
  5. С помощью весов иллюстрирует, что отобранные предметы действительно имеют массу 1 кг, а другие большую или меньшую. Учитель демонстрирует весы и рассказывает о принципе взвешивания- уравновешивание грузов на обеих чашах весов. Необходимо обратить внимание на правильную установку весов.
  6. Далее: упражнения в отвешивании и взвешивании.
  7. Экскурсия в магазин, где дети могут прикинуть на глаз или на руку массу предмета, а затем его взвесить.

Ознакомление со следующей мерой массы – граммом (в 3 классе), позволяет ввести на уроке и другие виды весов: с циферблатом, безмены, может быть изготовлена модель циферблатных весов.

При работе с циферблатными весами следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Правильная установка весов: стрелка на нуле, если нет, то устанавливается подкручиванием ножек.
  2. Правильное положение глаз (перпендикулярно к циферблату).

При работе с циферблатными весами нужно учить учащихся:

  1. Отсчитывать деления на шкале и читать ее показания.
  2. Освоить процесс взвешивания на таких весах.

Далее учащиеся знакомятся со следующими единицами массы – тонной и центнером, их соотношение с килограммом:

1ц= 100кг    1т= 1000кг     1т= 10ц.

Чтобы дать конкретные представления о новых единицах измерения, можно воспользоваться следующими примерами:

  • Масса двух мешков сахара – 1 ц;
  • Масса легкового автомобиля – 1 т;
  • Масса одного ученика (9-10 лет) – 30 кг;
  • Масса всех учащихся класса (30 чел.) – 1 т.

Полезно свозить детей на базу или на склад, где для определения массы используются такие единицы измерения как тонна и центнер.

Специальный урок следует отвести взвешиванию сыпучих и жидких предметов в различной таре.

Ученики знакомятся со следующими приемами взвешивания:

  1. Определяется масса тары и вычитается из общей массы предмета с тарой.
  2. 2. На другую чашу весов ставится порожняя тара.
  3. Перед взвешиванием весы уравновешиваются с порожней тарой.

Заканчивается изучение данной темы составлением таблицы мер.

Следует отметить, что действия с величинами, выраженными единицами одного наименования, обычно не вызывают затруднений, так как они сводятся к выполнению действий с их числовыми значениями.

Но большинство учащихся испытывают трудности при переводе однородных величин, выраженных в единицах одного наименования в другое, а также при выполнении действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований.

Эти трудности м.б. обусловлены разными причинами:

  1. Недостаточной работой по формированию представлений о той или иной величине.
  2. Недостатком практических упражнений, целью которых является измерение величин.
  3. Формальным введением единиц величин и соотношений между ними.
  4. Однообразными упражнениями, связанными с переводом однородных величин одних наименований в другие.

Необходимо предусмотреть разнообразную систему упражнений, направленную на выработку именно этих навыков.

Объясни, как выполнено сложение: 3 т 500 кг + 300 кг = 3 т 800 кг

Реши с объяснением: 6 т 200 кг + 3 т 3 кг – 1 кг 200 г

Какая величина «лишняя»? 120 кг 6 т, 89 ц 225 дм 740 г

Вставь пропущенные числа, чтобы получилось верное равенство: 7 т 2 ц + 4 ц =…. ц.

Учитывая практическую направленность ШКНОМ необходимо научить учащихся сознательно пользоваться различными единицами величин для практических измерений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)