Место социального развития в системе активной социальной политики

В современных условиях в связи с возрастанием роли нематериальных, в том числе личностных, факторов в экономическом процессе залогом устойчивого развития и поддержания конкурентоспособности национальных экономик становятся социальная стабильность и социальное единение общества, создающие благоприятную среду для развития личности.

Ведущая роль в обеспечении этих условий принадлежит социальной политике.

Социальная политика—это совокупность разноуровневых воздействий на жизнедеятельность различных групп населения в целях повышения уровня и качества их жизни, создания благоприятных условий для самореализации и развития человека.

Ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие организации гражданского общества и бизнес.

Социальную политику можно рассматривать в широком и узком смыслах. В узком смысле она представляет собой систему мероприятий государства и других субъектов, непосредственно направленных на решение социальных задач; в широком смысле — ракурс общеэкономической политики, связанный с формированием социально-экономической среды, благоприятствующей самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможности развития человека.

В современном обществе социальная политика выполняет две тесно связанные между собой основные функции: защиты и развития.

Исторически социальная политика формировалась как политика перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных групп и слоев общества, смягчения социального неравенства.

Перераспределительный компонент социальной политики связан с выполнением ею функции социальной защиты.

Социальная политика, сводимая к перераспределительной, предполагает относительную автономность экономической и социальной сфер, В такой модели социальная сфера представляет собой надстройку над рынком, а роль и влияние государства определяются размерами этой надстройки.

Отсюда трактовка социальной сферы как затратной, отвлекающей ресурсы от инвестирования в конкурентоспособные проекты, снижающей экономическую эффективность и ограничивающей возможности роста.

Не менее важной функцией социальной политики является функция развития, реализуемая прежде всего в процессе производства социально значимых благ, создаваемых преимущественно в отраслях нематериального производства. Так как речь идет об участии государства в обеспечении важнейших аспектов нематериального потребления населения, данное направление государственной политики относится к политике социальной. Тем не менее с точки зрения взаимодействия эффективности и справедливости по сравнению с перераспределением доходов, ситуация здесь качественно иная. Продукт социальных отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но и представляет собой инвестиции в человеческий фактор производства, аналогичные инвестициям в его материальную базу.

Наличие существенного позитивного внешнего эффекта и длительный период окупаемости инвестиций в человека обусловливают необходимость корректирующего вмешательства в действие рыночных механизмов. Будучи отданы на откуп рынку, объем и структура развития социальных отраслей существенно отстали бы от реальных объективных потребностей экономики и общества. Восполняя провалы рынка, государство в данном случае способствует росту аллокационной эффективности.

Инвестиционная роль основных социальных отраслей различна. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение могут рассматриваться как вложения в инфраструктуру, так как создают условия для нормального участия работников в производственном процессе (физически здоровые люди реже болеют, могут работать с полной отдачей, не только дольше живут, но и дольше сохраняют работоспособность).

Инвестиции в образование, формируя рабочую силу более высокого качества, приносят прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда. По этой причине образование наряду с наукой образует основные инвестиционные отрасли нематериального производства.

Таким образом в рамках воздействия на сферу нематериального производства можно выделить, по крайней мере, два компонента социальной политики — инфраструктурные (поддерживающие) инвестиции и прямые инвестиции в экономический рост.

До сих пор речь шла о социальной политике в узком смысле слова, хотя во втором случае налицо уже определенное взаимопроникновение: социальное расширяется до экономического, что особенно наглядно видно на примере сферы образования.

Однако развитая социальная политика предполагает движение и с другой стороны, когда все составляющие экономической политики постепенно приобретают социальный аспект, формируются с учетом не только экономических, но и самых широких социальных последствий. Именно в этом случае можно говорить о социальноориентированной рыночной экономике.

Высшей точкой развития перераспределительной социальной политики является так называемое государство всеобщего благосостояния, т.е. система обеспечения определенного уровня доходов и безвозмездных льгот для всех слоев населения. Его становление в США отсчитывается с принятия нового курса Рузвельта, а в западноевропейских странах начало набирать силу в послевоенный период.

В соответствии с концепцией «государства всеобщего благосостояния», достигнув определенного уровня развития, экономика может позволить себе «человеческое лицо», выделяя часть средств на поддержку наименее благополучных категорий населения.

В последние десятилетия в рамках Международной организации труда (МОТ) широко обсуждается концепция базового дохода, на который должен иметь право каждый член общества.

В каждой стране социальная политика развивается под воздействием внутренних и внешних факторов.

К числу внутренних факторов относятся: достигнутый уровень экономического развития, национальные традиции, особенности исторического развития, образа жизни и менталитета населения страны, геополитического положения и природных условий.

Значимым внешним фактором формирования государств благосостояния в развитых странах Запада явилось соревнование двух систем. Социальные завоевания населения социалистических стран стали мощным катализатором социализации западных экономик.

Под воздействием совокупности разноплановых факторов в каждой стране складывается собственная национальная модель государства благосостояния, для изучения которых предлагаются различные классификации.

Наиболее известна классификация Г. Эспинг-Андерсена, выделяющего либеральную модель с минимальными государственными обязательствами, распространяющимися лишь на беднейшую часть населения (США, Великобритания), социалдемократическую модель, ориентированную на выравнивание доходов всех членов общества через прогрессивную систему налогообложения (страны Северной Европы); корпоративную модель с развитой системой социального страхования, связанной с заработной платой.

Последняя четверть прошлого века ознаменовалась кризисом государства благосостояния, связанным с началом качественно нового этапа развития, который характеризуется как информационное общество, и процессом глобализации.

С переходом к информационному обществу набирает силу глобальная трансформация рынка труда в направлении роста гибкости складывающихся на нем отношений.

Оборотной стороной этого процесса является дестабилизация занятости, подрыв традиционных гарантий и норм в сфере труда.

В условиях глобализации и выдвижения в фарватер конкурентной борьбы новых индустриальных стран, одним из основных сравнительных преимуществ которых стала относительно низкая цена рабочей силы, в наиболее развитых странах возникла угроза постепенного демонтажа сложившейся системы социальных гарантий. Однако намерения либеральных политиков существенно урезать социальные программы наталкиваются на сопротивление со стороны широких слоев общества.

Таким образом, на протяжении последней четверти прошлого века наиболее развитые страны столкнулись с серьезным комплексом новых требований и проблем в социальнотрудовой сфере. Одновременно растет осознание того, что развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей представляют собой не только цель производства, но и неотъемлемый момент воспроизводственного процесса, который в современных условиях, в связи с качественным изменением роли человеческого фактора становится ключевым.

«Социальность» начинает восприниматься как экономический императив, без которого стабильное экономическое развитие невозможно и который предоставляет преимущества в международной конкуренции.

В послевоенный период стабильность, экономический рост, высокий уровень занятости, рост благосостояния наблюдались прежде всего в тех странах Европы, где социальная ориентация экономики была наиболее выраженной. Это связано с тем, что смягчение социальной напряженности является фактором формирования особого вида нематермального богатства, связанного с качеством взаимоотношений между людьми и уровнем доверия в обществе, получившего название социального капитала.

Процессы перехода к информационному обществу и глобализации экономики диктуют необходимость разработки новых подходов к обеспечению социальной защиты и социального развития, способствующих росту конкурентоспособности и социальному единению. Происходит постепенная смена парадигмы: от государства благосостояния к социальному государству, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Оценка меры «социальности» государства только на основе параметров государства благосостояния (масштабов социальных трансфертов) дает картину до некоторой степени искаженную.

При характеристике национальных моделей социального государства целесообразно учитывать следующие критерии:

  • соотношение перераспределительного, развивающего и общеэкономического аспекта;
  • национальные традиции, культур, нормативные установки, менталитет;
  • соотношение государства, гражданского общества и бизнеса как субъектов социальной политики.

Современный этап общественного развития характеризуется сближением национальных концепций социальной политики на основе роста значения гражданского общества и бизнеса как ее субъектов при сохранении ведущей роли государства.

Социальные отрасли в значительной части входят в некоммерческий сектор экономики, но получают существенные дотации из государственного бюджета и налоговые льготы.

Основными направлениями государственного регулирования социальных отношений являются:

  • законодательная защита работника как более слабого партнера трудовых отношений;
  • активная политика занятости;
  • установление государственного минимума оплаты труда.

Переход к производству индивидуализированной и наукоемкой продукции задает экономические императивы социализации бизнеса. По имеющимся оценкам, затраты американских компаний на внутрифирменное обучение примерно равны затратам на формальное высшее образование, т.е. речь идет о подходе прямо противоположном тому, который ставит во главу угла снижение затрат на рабочую силу. Таким образом, бизнес находится в процессе перехода от одномерной шкалы ценностей, определяемой исключительно критерием экономической рациональности, к многомерной, учитывающей экономические, социальные и этические аспекты его деятельности.

В современных условиях функции социальной защиты и социального развития тесно переплетены. Во многих случаях одни и те же подходы (обеспечение равенства стартовых возможностей, расширение доступа к образованию, улучшение качества рабочих мест, ориентация на полную занятость) работают на одновременную реализацию обеих функций.

Идея социального капитала как катализатора экономического развития получает все большую популярность среди теоретиков третьего мира, столкнувшихся с тем, что стандартные подходы к преодолению ловушки бедности не приносят желаемых результатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)