Машиностроение, обороннопромышленный комплекс и строительство

Общей чертой машиностроения, обороннопромышленного комплекса (ОПК) и строительства является то, что в машиностроении и ОПК создается активная часть основного капитала экономики (машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты), которые через инвестиционностроительную деятельность превращаются в основной капитал экономики, тем самым образуя производственный аппарат страны.

Машиностроение объединяет следующие отрасли обрабатывающей промышленности: производство промышленных машин и оборудования, электронная и электротехническая промышленность, транспортное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, приборостроение и промышленность средств связи, металлообработка.

По функциональному назначению машиностроения в нем можно выделить следующие крупные агрегаты:

  • высокотехнологичные отрасли (преимущественно машиностроение ОПК);
  • структурообразующие отрасли (станкостроение, приборостроение и электротехническая промышленность);
  • машиностроение для АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производство бытовых приборов); машиностроение для строительного комплекса (строительнодорожное и коммунальное машиностроение, частично тяжелое и транспортное машиностроение);
  • машиностроение для ТЭК (химическое, нефтяное и газовое машиностроение); машиностроение для инфраструктуры (автомобилестроение, промышленность средств связи, частично тяжелое и транспортное машиностроение).

В ОПК наряду с производством инвестиционных и технически сложных потребительских товаров сосредоточено военнопромышленное производство.

Последнее можно разбить на следующие группы:

  • общевойсковые системы вооружения и боеприпасов;
  • системы общей военной техники, системы специальной военной техники;
  • специальные боеприпасы, системы военнотехнического снаряжения;
  • средства инженернотехнического обеспечения.

Первые четыре группы соответствуют изготовлению стрелкового оружия и боеприпасов к нему, бронетанковой и авиационной техники, надводных и подводных кораблей, реактивного вооружения, боевых реактивных самолетов, кораблей с ядерными энергетическими установками, специальных боеприпасов, включая ядерное и термоядерное оружие.

Эти группы изделий ни технически, ни технологически несовместимы с нуждами невоенных производств.

Пятая группа наиболее близка по своим параметрам к гражданской промышленности, поскольку это электромеханические и радиоэлектронные системы военнотехнического снаряжения. Шестая группа совместима с основными видами продукции невоенной обрабатывающей промышленности.

Первым четырем группам присущи следующие особенности:

  • концентрация изготовления вооружения и военной техники на специальных мощностях строго ограниченного по статусу и замкнутого по технологиям количества предприятий либо составных частей этих предприятий;
  • наличие специализированных НИИ и КБ, сопряженных с конкретной производственной базой ОПК.

В целом же между машиностроением и ОПК существует более сходства, нежели различия. И машиностроение, и ОПК, хотя и в разных долях, выполняют следующие экономические функции:

  • обеспечение воспроизводственного процесса в экономике машинами и оборудованием;
  • обеспечение спроса домашних хозяйств на технически сложные потребительские товары;
  • обеспечение армии и органов безопасности государства вооружением и военной техникой (через государственный оборонный заказ);
  • обеспечение инновационного развития экономики через производство наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Изменение приоритетов между экономическими функциями машиностроения и ОПК осуществляется через реструктуризацию их отраслей, суботраслей и производств, через конверсию или реконверсию предприятий ОПК.

Интегральной характеристикой результатов работы машиностроения и ОПК является объем производства промышленной продукции в стоимостном выражении.

По отраслям, видам деятельности и отдельным производствам в качестве результатов выступают объемы производства в стоимостном и натуральном выражении. В современном глобализирующемся мире важными показателями оценивания функционирования этих отраслей являются объем и удельный вес экспорта в общем объеме производства, что также характеризует конкурентоспособность отраслей и составляющих агрегатов, встроенность их в мирохозяйственные связи.

Машиностроительный комплекс РФ (включая оборонное машиностроение) в основном сложился в 1930е гг. в виде крупных предметно-специализированных заводов и их филиалов (по производству автомобилей, тракторов, самолетов, танков, станков, металлургического и горношахтного оборудования и др.). Для того времени такие технологически однородные цепочки оказались тем инструментом, который позволил, невзирая на уровень эффективности производства, решить задачи создания и модернизации основного капитала экономики, снабдить армию, авиацию и флот вооружением и военной техникой.

В то же время подобные предметно специализированные гиганты, расположенные на десятках и сотнях квадратных километров, оказались в условиях автаркии невосприимчивы к реструктуризации и обновлению под влиянием мирового технологического прогресса, формами проявления которого выступают поэлементная, подетальная, узловая и технологическая специализации. В результате к 1970м гг. сложилось положение, когда стали очевидными такие недостатки отечественного машиностроения, как массовый выпуск устаревшей техники, ресурсорасточительный характер производства (в условиях начавшегося роста мировых цен на сырье, материалы, топливо и энергию), отсутствие многих производств современных видов технически сложных потребительских товаров.

Тем не менее до начала 1990х гг. отечественное машиностроение сохраняло лидирующую роль по объему промышленного производства и численности занятых среди всех остальных отраслей промышленности, уступая лишь топливноэнергетическому комплексу по объему основного капитала. К моменту распада СССР на территории России было сосредоточено около 2/з всего машиностроения, втом числе свыше 60% производства продукции гражданского назначения и 80% — военной продукции. Не менее 75% расходов на НИОКР было сосредоточено в ОПК. Производство товаров длительного пользования (в частности, легковых автомобилей) осуществлялось в оборонном машиностроении, в основном на производственных мощностях, объединенных с выпуском военной техники общей производственной инфраструктурой. Выпуск военной техники в конечной продукции машиностроения составлял 29% по сравнению с 15% в США, товаров длительного пользования — 17% против 26% в США, оборудования для непроизводственной Сферы — 6% против 24% в США.

Из-за обособленности оборонного машиностроения образовались два технологических ядра. Специальное и специализированное оборудование создавалось и производилось в оборонном машиностроении для собственных производственных нужд, универсальное поставлялось из гражданского машиностроения (при немалом импорте качественной техники).

Изменение институциональных условий, ценовых и потребительских предпочтений в России в 1990х гг. вызвало необходимость реетруктуризации машиностроения и ОПК, которая сопровождалась многократными спадами производства в них, поскольку реструктуризация Не была обеспечена инновационноласыщенными инвестициями и защитой контрактов и прав собственности. Радикальные системные реформы, начавшиеся в 1992 г., осуществлялись исключительно институциональноправовыми методами, без какоголибо задействования инвестиционного и инновационнотехнологического факторов.

Следовательно, основной капитал и производственные технологии в машиностроении не обновлялись, а продолжали изнашиваться и выбывать без скольконибудь заметных вводов новых основных фондов и производственных мощностей. Такое положение сохранялось в целом до конца 1990х гг.

Строительство включает в себя следующие виды деятельности:

  • подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений;
  • монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; отделочные работы.

К строительству относят и промышленность строительных материалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральной характеристикой результатов строительной деятельности служит объем строительномонтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, а натуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей, объектов жилищного и социальнокультурного строительства. Функционирование строительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабами инвестиционной деятельности, поскольку строительномонтажные работы составляют около половины инвестиций в основной капитал.

На протяжении почти всего XX в. развитие строительства, машиностроения и ОПК определяло динамику реального сектора экономики. Эти отрасли экономики и промышленности были преимущественно сориентированы на рост объемов производства промышленной продукции, военной техники и промышленного строительства. В существенно меньшей мере их ускоренное развитие удовлетворяло спрос населения. Также в меньших долях осуществлялось строительство объектов инфраструктуры.

Реструктуризация экономики, осуществленная в 1990х гг , вызвала существенные спады производства в этих отраслях, одновременно создав институциональные условия для их последующего подъема с 1999 г. В этих отраслях стал функционировать ряд крупных объединений профильных производств (ФПГ, холдингов и т.д.), конкурентоспособных на внутреннем и частично на внешних рынках.

Отрасли, суботрасли и производства машиностроения, строительства и ОПК, как уже отмечалось выше, функционируют в сильной зависимости от динамики и структуры спроса на их продукцию, что наглядно проявляется в их взаимосвязях с основным капиталом экономики. С последним эта взаимосвязь проявляется с эффектом акселератора, поскольку небольшое снижение обновляемости основного капитала вызывает куда большее снижение в объемах производства отмеченных отраслей промышленности и экономики.

Например, пусть некоторое предприятие имеет десять токарных станков, которые точно удовлетворяют производственным требованиям, причем ежегодно с целью обновления станочного парка замещается один станок (10%ное обновление станочного парка). Затем, если происходит 10%ное увеличение в спросе на продукт, выпускаемый на этих станках, то предприятию потребуется одиннадцать станков, чтобы удовлетворить производственные потребности, и оно вынуждено будет купить уже два станка: один на замену самортизированного и другой для увеличения производственной мощности. Следовательно, 10%ное увеличение в спросе на продукт произвело 100%ное увеличение спроса на токарные станки у их производителя. Конечно, этот эффект акселератора также чувствуется и при снижении спроса на продукт. Аналогично при 10%номуменьшении объема продаж этого продукта на 100% падает спрос «а токарные станки.

Подобная ситуация оказалась доминирующей в 1990е гг. для российской экономики, и особенно для ее обрабатывающей промышленности. В реальной действительности подобные взаимозависимости не являются столь четкими, как в этом гипотетическом примере, поскольку эта флуктуация в спросе на продукцию изменяется в той или иной степени от отрасли к отрасли, и, следовательно, возникающие колебания в значительной мере сглаживаются.

С конца 1990х гг. по мере формирования новой институциональной среды и адаптации к ней экономических агентов реального сектора экономики в машиностроении наступил этап роста в рамках новой структуры производства, ценовых пропорций и потребительских предпочтений, сложившихся в 1990е гг. За период 1999—2003 гг. объем производства машиностроительной продукции вырос более чем на 50%, что обеспечило 20% общего прироста продукции промышленности. Практически весь прирост производства был достигнут за счет использования интенсивных факторов, экономии материальных и трудовых ресурсов. Темпы роста объемов промышленного производства в этот период опережали средний показатель по обрабатывающим отраслям на 3,6%. Производительность труда возросла на 35,1 %, что явилось самым высоким показателем в обрабатывающих отраслях. ОПК наиболее увеличил экспорт вооружения и военной техники: за период 1998—2002 гг. он превысил 20 млрд долл. Возрос и государственный оборонный заказ.

Дальнейшее функционирование отраслей машиностроения, строительства и ОПК будет определяться как объемами и структурой спроса на инвестиционные и потребительские товары, вооружение и военную технику, так и конкурентоспособностью их производств и продуктов.

Производство станков и инструмента. Основа машиностроения станкоинструментальная промышленность, которая обеспечивает техническое перевооружение действующих и создает оборудование для новых предприятий. Технический уровень изделий отрасли определяет технический уровень всего машиностроения и отраслей, потребляющих его продукцию.

В России насчитывается до 200 специализированных станкостроительных и инструментальных заводов, которые еще недавно были способны производить почти все необходимые виды станочного оборудования и инструмента, и 8 специализированных научно-исследовательских институтов и проектных организаций. В станкостроении выделяются три направления: производство металлообрабатывающих станков, производство деревообрабатывающих станков, производство кузнечнопрессового оборудования.

Среди центров станкостроения, сохранивших уровень производства, остались Москва, СанктПетербург, Дмитров, Рязань, Сасово, Владимир, Сафоново, Краснодар, Армавир, Астрахань, Стерлитамак, Воткинск, Ижевск, Киров, Нижний Новгород, Самара, Пенза, Оренбург, Алапаевск, Челябинск, Барнаул, Хабаровск.

Россия по экспорту станков (0,3% мирового объема) занимает примерно 22е место в мире; импорт станков превышает собственное производство.

Электротехническая промышленность. Предприятия отрасли производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и т.д. — всего свыше 35 тыс. различных видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большинство выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

Одна из наиболее крупных и значимых подотраслей этой группы производств — производство энергетического оборудования.

Производствоэнергетического оборудования. Однаиз активно действующих подотраслей машиностроения — производство энергетического оборудования для электростанций разного типа. Предприятия этой подотрасли оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования. Они имеют портфель экспортных заказов (поставляют продукцию в Китай, Иран, Индию и другие страны) и производят оборудование для потребителей внутри страны, однако этот заказ невелик. Главная проблема этой подотрасли сегодня — отсутствие существенных по объему заказов от российских энергетиков.

Важнейший центр по производству энергетического оборудования — турбин и генераторов — С.Петербург. Газовые турбины произбодят в Рыбинске и Перми; паровые турбины и генераторы к ним — в Калуге, Екатеринбурге, Новосибирске; гидравлические турбины — в Сызрани. Паровые котлы для электростанций производят заводы в Белгороде, Таганроге, Бийске, трансформаторы большой мощности — в Тольятти. Реакторы для атомных электростанций могут производить заводы в С.Петербурге и Волгодонске. Крупные узлы для электростанций изготавливают в Подольске и Чехове.

Транспортноемашиностроение. Производство средств транспорта — одна из наиболее заметных отраслей машиностроения. Для нее характерны большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т.п. К транспортному машиностроению относится производство автомобилей всех видов, авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, морское и речное судостроение и др.

Производство автомобилей. Автомобилестроение—один из наиболее активно развивающихся секторов машиностроения в мире. Россия не входит в число ведущих производителей автомобилей, отечественная автомобильная промышленность пока не может производить конкурентоспособную продукцию.

В РФ преобладают автомобилестроительные заводы; сборочные предприятия появились сравнительно недавно. Как правило, заводы по производству автомобилей строят в районах, где развито машиностроение, а сборочные — в районах сбыта готовой продукции. Российский внутренний рынок пока защищен от ввоза готовых автомобилей высокими таможенными пошлинами, поэтому иностранным фирмам сегодня выгодно строить в России сборочные заводы, а в перспективе — предприятия по производству компонентов для сборки автомобилей.

Ведущий экономический район по производству автомобилей всех видов — Поволжье (автомобильные заводы в Тольятти, Ульяновске, Набережных Челнах, сборочное предприятие в Сызрани). Наибольшее число сборочных и изготавливающих автомобили заводов сконцентрировано в Центральном районе (автозаводы в Москве, Брянске, Серпухове, Мытищах, Ликино; сборка автобусов в Голицыне).

Грузовые автомобили производят специализированные заводы в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Миассе, Брянске, Кургане, Москве; на базе шасси грузовые автомобили производили в Мытищах, Саранске, Нефтекамске. На базе шасси легковых автомобилей грузовые машины производят в Ижевске и Тольятти.

Структура производства грузовых автомобилей отличается сравнительно высокой долей выпуска машин повышенной проходимости и относительно низким уровнем дизелизации грузового транспорта. Два крупных завода по производству автомобилей высокой грузоподъемности и проходимости — Брянский и Курганский «Русич» — работают по индивидуальным заказам и практически не используют имеющиеся мощности. Более успешно работает Уральский автозавод (в результате приватизации он разделился на несколько юридически самостоятельных предприятий, которые совместно произвели более 10,1 тыс. автомобилей в 2001 г.). КАМАЗ так и не восстановил производство до проектных уровней. Наиболее успешно работает ГАЗ, грузовые автомобили и микроавтобусы на их шасси пользуются большим спросом на рынке России и стран СНГ.

Производство подвижного состава для железных дорог. В настоящее время в стране имеется более 870 тыс. грузовых вагонов разного типа, из них свыше 131 тыс. — с просроченным сроком эксплуатации. Реформа железнодорожного транспорта будет стимулировать рост производства подвижного состава. Собственный вагонный парк начинают создавать транспортноэкспедиционные фирмы и часть крупных промышленных предприятий, поэтому спрос на грузовые вагоны начинает расти. В перспективе возможно появление и частных компаний по перевозкам пассажиров.

Отечественные заводы способны производить почти все необходимые виды локомотивов и подвижного состава. Магистральные электровозы и тепловозы производят в Новочеркасске и Коломне; маневровые тепловозы и электровозы для промышленных предприятий — в Муроме, Брянске, Людиново. В 2002 г. подписано соглашение с американской компанией «Дженерал Электрик» о строительстве в Ленинградской обл. завода по модернизации дизельных двигателей российских тепловозов.

Морское иречное судостроение. Россия традиционно входитв число стран, которые имели и имеют крупный речной и морской флот. Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике. Важнейший центр морского судостроения — С.Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования; это также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово-Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, Сормово; в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — КомсомольскнаАмуре, менее крупные — НиколаевскнаАмуре, Владивосток, Сретенск. Судоремонтные заводы есть в Советской Гавани, Находке, ПетропавловскеКамчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы есть в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек. В европейской части страны судостроительные заводы есть в городах Петрозаводск, С.Петербург, Лодейное Поле, Новая Ладога, .Ярославль, Рыбинск, Москва, Кострома, Навашино, Сормово, Зеленодольск, Волгоград, Астрахань, Цимлянск, РостовнаДону; в азиатской — в Тюмени, Омске, Колпашево, Красноярске, Якутске, УстьКуте, Николаевске-на-Амуре.

Сельскохозяйственное машиностроение. Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и комбайностроение. Тракторные заводы действуют в С.Петербурге, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Челябинске, Рубцовске; начал производить небольшое количество тракторов Омский завод транспортного машиностроения. Трелевочные трактора для заготовки леса производят в Петрозаводске и Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят два крупных специализированных завода в РостовенаДону и Красноярске (в 2003 г. оба предприятия вошли в состав новых холдингов по производству сельскохозяйственной техники); единичные изделия выпускают заводы в Таганроге, Туле, Краснодаре, Биробиджане.

Картофелеуборочные машины производят специализированный завод в Рязани и «Бел и нсксел ьмаш» (Белинский); льноуборочные комбайны — специализированный завод в Бежецке. Кормоуборочные комбайны производят завод «Ростсельмаш» (РостовнаДону), Тульский комбайновый завод и несколько неспециализированных заводов: авиастроительные в Воронеже и Новосибирске, текстильного машиностроения в Чебоксарах, турбомоторный в Екатеринбурге и др.

Производство подъемнотранспортного оборудования. В России сложилась сеть заводов, которые способны производить достаточный ассортимент подъемнотранспортной техники. Общий спрос на эту технику после 1991 г. заметно сократился, но не пропал. Рост индивидуального домостроения и развитие внешнеэкономических связей способствуют сохранению производства подъемнотранспортного оборудования и средств механизации ручного труда на погрузочноразгрузочных работах.

Одна из подотраслей этого блока машиностроения — производство кранов на автомобильном ходу. В России есть возможности для производства всех необходимых автокранов. В отличие от других стран мира в РФ традиционно автокраны покупали все хозяйствующие субъекты, которым была необходима эта техника. После перехода на рыночные отношения образовался огромный излишек этого оборудования, поэтому спрос на него уцал и только в последние годы начал увеличиваться. Крупнейіщій производитель этого вида продукции — Ивановское краностроительное объединение после приобретения Брянского автозавода получило возможность производить всю гамму автокранов по грузоподъемности вплоть до стотонных). Другие значительные центры производства автокранов — Галич, Клинцы, Ставрополь, Юрга Краны на гусеничном ходу производят в Челябинске и Башкирии.

Приборостроение и электроника. Приборостроениеипроизводство электроники в значительной степени определяют технический и технологический уровень всей продукции, производимой в машиностроении; спрос на элементную базу и приборы на ее основе постоянно растет.

Российские предприятия, входящие в ОПК, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др. Серийное производство элементной базы для гражданских отраслей невелико и осуществляется на некоторых уцелевших после проведения конверсии предприятиях. Машиностроительным заводам страны все чаще приходится комплектовать свои изделия управляющими комплексами и контрольноизмерительными приборами иностранного производства.

Важнейшие центры по производству элементной базы (также выделяются производством контрольноизмерительных приборов и систем управления различными процессами) — Москва, С.Петербург, Зеленоград, Фрязино, Брянск, Калуга, Смоленск, Орел; менее крупные центры — Новгород, Нальчик, Прохладный, Владикавказ, Саранск, ЙошкарОла, Псков, Тамбов.

Отрасли машиностроения и ОПК, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынков (самолетостроение, ракетнокосмические производства, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение), отличаются тем, что их продукция, способная выйти на внешние рынки, сталкивается с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции чаще, чем в иных случаях, обусловлены политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов, как правило, представленных крупными транснациональными корпорациями. В рамках этой группы отраслей могут потребоваться крупные прямые государственные инвестиции и субсидии, дополняемые созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта на внешних рынках, политическая поддержка, предоставление государственных гарантий, а также связанных международных кредитов для закупки отечественной высокотехнологичной продукции).

Отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), нуждаются в мерах, направленных на стимулирование внутреннего и внешнего спроса (защитные импортные тарифы и сертификация импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, общепризнанные методы нетарифного регулирования и т.п.).

Строительный комплекс с начала 1990х гг. так же, как и машиностроение и ОПК, столкнулся с проблемами, вызванными сокращением платежеспособного спроса на промышленное строительство и типовое тиражирование устаревших серий в жилищном строительстве в результате перераспределения ресурсов в пользу формирования институтов рыночной экономики.

Изменение структуры строительномонтажных работ в ] 990х гг. сказалось на промышленности строительных материалов. Здесь снизилась доля производства материалов, предназначенных для промышленного строительства. Одновременно вырос удельный вес выпуска ряда продуктов, ориентированных на использование новых технологий и проектных решений вжилищном’строительстве: плитки керамические для полов, плитки керамические для внутренней облицовки стен, линолеум, изделия санитарные керамические.

В целом можно констатировать, что сегодня промышленность строительных материалов России обладает некоторым резервом свободных мощностей, позволяющим определенное время удовлетворять возрастающие потребности строительства.

В связи с резким оживлением строительной деятельности с конца 1990х гг. строительство вступило в стадию подъема: за период 1998—2003 гг. инвестиции в основной капитал увеличивались со среднегодовым темпом в 6%; объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, увеличился за этот период почти на 50%; более чем на 10% увеличились вводы в действие жилых домов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)