Логистическое обеспечение финансовых расчетов в электронной торговле

В самом общем виде, платежные системы – это согласованный способ перевести стоимость товара и/или услуги от покупателя к продавцу в ходе совершения сделки. Вместе с правилами и процедурами платежная система обеспечивает инфраструктуру для перевода денежных средств от одного субъекта к другому.

На современном этапе развития электронной торговли на потребительском рынке товаров и услуг наиболее распространенными способами
осуществления финансовых расчетов являются:

  • оплата наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;
  • оплата банковским переводом, т.е. перечислением средств на расчетный счет (для иностранных граждан – валютный счет) электронного магазина;
  • наложенным платежом – оплата производится в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;
  • почтовым (телеграфным) переводом;
  • при помощи кредитной карты VISA, EuroCard/MasterCard, JCB и т.п.;
  • при помощи электронных платежных систем (WebMoney; Yandex.Деньги и др.).

Платежные системы, функционирующие в сети Интернет, используют различные организационно-экономические механизмы, и классифицируются компанией Roche & Duffay следующим образом:

  • системы управления счетом (электронные безналичные платежи);
  • шлюзовые или переходные системы;
  • системы «электронных наличных».

В системах управления счетом пользователи открывают счет в виртуальном банке, управляемом организаторами системы. Платежное поручение передается напрямую в банк. Недостатками таких систем являются необходимость создания единого клирингового центра, как следствие, с ростом числа клиентов возрастает нагрузка на сервер, а также отсутствие четкого определения легитимности де-факто банковской деятельности систем.

Шлюзовые системы позволяют превратить обычный «карточный» платеж в ту или иную форму Интернет-платежа с мгновенным зачислением на счет продавца. Шлюзовые системы могут использовать как кредитные, так и дебетовые схемы. К числу таких систем можно отнести Cyber-Cash, которая использует кредитные карты, и системы, использующие дебетовые карты.

К дебетовым системам относятся платежные системы на основе смарт-карт и так называемые «электронные наличные». При использовании электронных денежных обязательств между участниками сделки происходит передача информации, представляющей самостоятельную финансовую ценность. Эта информация может быть тут же проверена на подлинность и платежеспособность стороной, принимающей платеж или выпустившей эти обязательства, и тут же использована для следующего платежа или переведена в другие, неэлектронные платежные средства.

В системе «электронных наличных» организаторы выпускают «электронные монеты» – файлы-жетоны, заменяющие наличные деньги.

Интересно
Участники системы обмениваются «монетами» по сети Интернет, оплачивая ими товары и услуги. Программа «электронный кошелек» ведет учет, передачу жетонов, проверку их подлинности. «Электронные монеты» анонимны – они не несут информации о тех, кто использовал их в предыдущих периодах, а также имеют встроенные признаки платежности, которые делают их независимыми от кредитоспособности бывших владельцев.

«Электронные монеты» могут неограниченно долго обращаться в сети Интернет или в любое время быть обменяны на деньги у организаторов системы или в банках-участниках. Среди компаний, развивающих системы «электронных наличных», можно назвать Citybank, DigiCash, а в России – PayCash, WebMoney.

Дебетовые системы платежей построены аналогично их оффлайновым прототипам: чековым и обычным денежным. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи (например, деньги на счетах в банках).

Пользователи систем выполняют две главные функции: производят и принимают платежи в сети Интернет, используя выпущенные электронные единицы.

Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков – это предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа. Операция происходит при предъявлении получателем чека в банке.

Между бумажными и электронными чеками имеются два основных отличия:

  • во-первых, выписывая бумажный чек, плательщик ставит свою настоящую подпись, а в онлайновом варианте – подпись электронная;
  • во-вторых, сами чеки выдаются в электронном виде.

Проведение платежей происходит в несколько этапов:

  • плательщик выписывает электронный чек, подписывает электронной подписью и пересылает его получателю, в целях обеспечения большей надежности и безопасности номер чекового счета можно закодировать открытым ключом банка;
  • чек предъявляется к оплате платежной системе, далее (либо здесь, либо в банке, обслуживающем получателя) происходит проверка электронной подписи.

В случае подтверждения подлинности электронной подписи поставляется товар или оказывается услуга, при этом со счета плательщика деньги перечисляются на счет получателя.

Простота схемы проведения платежей, к сожалению, компенсируется сложностями ее внедрения в России. В нашей стране чековые схемы пока не получили достаточного большого распространения и не имеется сертификационных центров.

К кредитным системам относятся системы управления банковскими  счетами через сеть Интернет (Интернет-банкинг), предлагаемые различными банками в России и за рубежом, а также системы с использованием кредитных карт.

Интернет-банкинг – это возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными) через сеть Интернет.

Услуги Интернет-банкинга включают в себя следующие возможности:

  • осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);
  • оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);
  • производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке;
  • переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;
  • покупать и продавать иностранную валюту;
  • пополнять (снимать) денежные средства со счета пластиковой карты;
  • открытие различных видов счетов и перевод на них денежных средств;
  • получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
  • получать информацию о поступивших платежах в режиме реального времени;
  • получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказаться от неоплаченного платежа;
  •  другие дополнительные услуги: возможность подписки на журналы и газеты, брокерское обслуживание (покупка и/или продажа ценных бумаг, создание инвестиционного портфеля, возможность участия в паевых фондах банка, участие в электронных торгах).

Системы Интернет-банкинга представлены в основном банковскими разработками (или разработками специальных фирм) «Клиент-Интернет-Банк», которые используются и в России, и за рубежом, хотя в России использование средств Интернет-банкинга в значительной мере пока является не бизнесом, как в экономически развитых странах, а стремлением к новаторству.

Современные Интернет-технологии позволяют банкам часть своих услуг возвести на новый уровень, тем самым привлечь новых клиентов и снизить затраты по их обслуживанию. Необходимо отметить, что деятельность банков в сети Интернет ограничивается не только организацией платежей и прямого доступа к счету, некоторые из них оказывают брокерские услуги (Интернет-трейдинг) и дают возможность получения кредита непосредственно через сеть Интернет.

Интернет-трейдинг – это услуга, предоставляемая инвестиционным посредником (банком или брокерской компанией), которая позволяет клиенту осуществлять покупку и/или продажу ценных бумаг и валюты в реальном времени через сеть Интернет.

Обычно эта услуга подразумевает:

  • непосредственно возможность покупки (продажи) финансовых активов в реальном времени;
  • создание инвестиционного портфеля инвестора;
  • возможность участия клиента во взаимных фондах;
  • предоставление клиенту часто обновляющейся финансовой информации: котировки ценных бумаг и курсы валют;
  • предоставление клиенту аналитических статей, графической информации, помощи профессионалов и т.д.

Существует три основных способа предоставления брокерских услуг через сеть Интернет:

  1. Клиент покупает и/или продает ценные бумаги, составляет свой инвестиционный портфель и т.д. непосредственно на сайте компании – посредника, не используя при этом специального программного обеспечения.
  2. Клиент устанавливает на своем компьютере специальное программное обеспечение и с помощью него получает информацию и совершает транзакции на финансовых рынках.
  3. Клиент посылает запрос на покупку и/или продажу активов своему брокеру с помощью электронной почты.

Перспективы развития Интернет-трейдинга в нашей стране зависят, прежде всего, от мер государственного стимулирования электронной торговли ценными бумагами путем предоставления соответствующих налоговых, таможенных и иных льгот.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)