Сущность мобильной торговли

Мобильная торговля, услуги которой были впервые предложены в 1999 году абонентам одного из крупнейших операторов сетей мобильной связи в Финляндии компании Sonera, справедливо считается наиболее динамично развивающимся сегментом электронного рынка и одним из перспективных направлений электронного бизнеса, как в России, так и за рубежом.

Следует отметить, что в специальной экономической литературе встречаются различные подходы к определению сущности мобильной торговли. Одни специалисты относят к ней все деловые трансакции посредством мобильных телефонов, другие понимают под электронной торговлей в сетях мобильной связи «ведение предпринимательства (покупка товаров, оплата услуг или работ и т.д.) с использованием оконечных терминалов сетей подвижной связи».

На наш взгляд, наиболее точно сущность мобильной торговли раскрывают К. Леунг и Дж. Антипас, которые характеризуют ее как совокупность доставки информационного контента абонентам сетей мобильной связи и осуществления трансакций (приобретения товаров и передачи данных) через мобильные устройства (телефоны).

Не следует отождествлять информацию, передаваемую через сети мобильной связи в рамках мобильной торговли, с любой другой информацией, доставляемой абонентам посредством таких сетей.

Принципиальным отличием информации, распространяемой в процессах мобильной торговли, является ее изначально коммерческая природа, поскольку она направлена на удовлетворение материальных и/или нематериальных потребностей абонентов, при этом получение такой информации является следствием их определенных действий.

Технологии мобильной торговли позволяют бизнес-субъектам продавать свои товары и услуги и распространять информацию о них широкой аудитории потенциальных покупателей, как правило, не имеющей ограничений по территориальному расположению. При этом абоненты сетей мобильной связи, выступающие потенциальными покупателями, могут оперативно заказывать товары и услуги, даже не имея доступа в сеть Интернет.

В самом общем виде все бизнес-процессы мобильной торговли можно условно разделить на два основных типа:

  • торговля материальными товарами и услугами;
  • торговля мобильным (информационным) контентом.

По сути, торговля материальными товарами и услугами с использованием информационных сетевых технологий мобильной связи во многом напоминает Интернет-торговлю, поскольку в этом случае абонент использует свой мобильный телефон лишь как средство связи с компанией – поставщиком определенного товара или услуги. При этом доставка товара или оказание услуги происходит традиционным способом, не связанным с передачей данных в сетях мобильной связи.

Абонент, как правило, является конечным потребителям товаров и услуг, реализуемых на электронном рынке, поэтому именно на него нацелены рекламно-информационные усилия всех ее участников – рекламных площадок, операторов сетей мобильной связи, контент-провайдеров и компаний – поставщиков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)