Логистика электронной торговли в секторе business-to-business

Применение логистического подхода в секторе B2B направлено на достижение комплексной оптимизации логистических и трансакционных затрат всех участников межфирменного взаимодействия – продавцов и/или покупателей товаров и услуг.

В зависимости от уровня ресурсного обеспечения и инфраструктурных мощностей предприятия выбирают определенный способ организации торговых процедур в сети Интернет, ключевыми задачами при этом являются:

  • снижение стоимости закупаемых товаров и/или услуг;
  • уменьшение трансакционных затрат на проведение торгово-закупочных операций;
  • обеспечение контроля на всех этапах торгово-закупочной деятельности;
  • повышение эффективности управления цепью поставок (сокращение уровня запасов, автоматизация процесса закупки, и др.);
  • обеспечение информативности и «прозрачности» торгово-закупочных операций;
  • снижение влияния субъективного фактора на выбор поставщиков товаров и/или услуг.

Необходимо отметить, что на электронных торговых площадках в секторе B2B достигается оптимизация информационного потока за счет выбора определенных каналов и форм оперативного взаимодействия продавцов и покупателей.

В зависимости от функциональных обязанностей субъектов электронных торгов и каналов сбыта в настоящее время используются два типа электронных торговых площадок:

  • электронные торговые площадки продавца / покупателя («кэптивные» ЭТП);
  • электронные торговые площадки, поддерживаемые и обслуживаемые третьей стороной (независимые ЭТП).

Одним из лидеров на отечественном рынке информационных услуг является система независимых электронных торговых площадок B2B center (АО «Центр развития экономики»).

Данная система обладает достаточными информационными мощностями для проведения более 43 торговых процедур в различных отраслях экономики: энергетике, металлургии, атомном секторе и т.п.

В таблице 2.1 отражены ключевые процедуры, осуществляемые на площадке системы B2B center.

Логистика электронной торговли в секторе business-to-business

Как видно из таблицы 2.1 процедуры, реализуемые на электронной торговой площадке, подразделяются на две ключевые группы: процедуры покупателя и процедуры продавца.

Предварительный квалификационный отбор продавцов и покупателей осуществляется организатором и не является процедурой закупки. Организатором признается заказчик или специализированная организация, непосредственно выполняющие действия, предусмотренные той или иной процедурой. Квалифицированный отбор является подготовительным этапом перед началом торговой процедуры, когда происходит отбор необходимого числа продавцов и покупателей, которые в последствии будут задействованы в торгах.

Публикация запроса цен организатором торговой процедуры представляет собой приглашение участникам делать оферты. Заявка участника является офертой, где участник запроса цен будет обязан заключить договор с заказчиком на условиях, содержащихся в его заявке, если его оферта будет акцептована организатором запроса цен. Оферты всегда направляются участниками запроса цен организатору запроса цен.

Аукцион покупателя проводится в соответствии со статьями 447-449 Гражданского кодекса РФ. Извещение о проведении аукциона публикуется на сайте электронной торговой площадки с обязательным документальным сопровождением, где должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы участники могли принять решение об участии в аукционе.

Участник аукционных торгов имеет возможность предоставить несколько последовательных ценовых заявок (ставок) в режиме реального времени, которые становятся доступными для ознакомления инициатору торговой процедуры и другим участникам немедленно после их поступления в режиме онлайн. Во время проведения электронных торгов участники подают ставки, которые по своему стоимостному значению должны быть меньше, чем заявленная в извещении начальная цена.

При установленном организатором размере минимального шага аукциона значение следующей ставки участника торгов должно быть кратным шагу и составлять величину в диапазоне от 1 до 5 шагов. Участник не имеет права делать две или более ставки. Продолжительность электронного торга составляет один час.

Победителем аукциона признается участник, представивший аукционную заявку, соответствующую требованиям аукционной документации, и предложивший при проведении аукционных торгов наименьшую цену договора.

Договоры заключаются заказчиком и победителем аукциона вне системы электронных торгов обособленно без участия оператора.

В соответствии с регламентом проведения электронных торгов АО «Центр развития экономики» аукцион покупателя может быть реализован в следующих формах:

  • без предварительного рассмотрения аукционных заявок;
  • с предварительным рассмотрением аукционных заявок;
  • с рассмотрением двух частей заявок (исключительно для атомной отрасли).

Проведение редукциона на электронной торговой площадке системы АО «Центр развития экономики» подразумевает организацию конкурентной процедуры аналогичной процедуре аукциона с рассмотрением двух частей заявок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)