Объекты и субъекты мобильной торговли

Объекты мобильной торговли – это товары, услуги, информационный контент и денежные средства, которыми обмениваются субъекты мобильной торговли в рамках существующих схем взаимодействия на электронном рынке.

Субъекты мобильной торговли – это участники сделок купли-продажи товаров, услуг и информационного контента на данном сегменте электронного рынка.

Среди них можно выделить: поставщиков, покупателей, организаторов платежных систем, организаторов электронных торговых систем и рекламных площадок.

Поставщики товаров, услуг и информационного контента.

К этой группе относятся как контент-провайдеры, поставляющие абонентам сетей мобильной связи информационный контент, так и компании, реализующие свои товары и услуги через торговые площадки, организованные операторами мобильной связи.

Контент-провайдер – это компания или частное лицо правообладатель какого-либо контента, например, медиаэлементов (картинок, фотографий, звукозаписей, мелодий, видеопотока и видеозаписей, загружаемых кодов игр и другого программного обеспечения для мобильных телефонов и т.п.).

Контент-провайдер занимается реализацией принадлежащего ему контента или прав на его использование абонентам сотовой связи самостоятельно, либо через оператора, агрегатора или сервис-провайдера.

В случае реализации контента через оператора, оператор выплачивает контент-провайдеру часть выручки, полученной от абонентов, а контент-провайдер делит эту выручку между рекламными площадками и правообладателями, оставляя часть выручки себе.

Среди контент-провайдеров можно различать крупных и мелких (по объему дохода, по количеству и ассортименту оказываемых услуг, по разнообразию используемых технологий), а также по тому, располагают они или нет собственными технологическими платформами для оказания услуг абонентам.

Контент-провайдеры, не обладающие собственными технологическими платформами для оказания услуг абонентам, вынуждены пользоваться услугами контент-агрегаторов, то есть компаний, зачастую не являющихся правообладателями чего-либо, но имеющих технологические платформы для оказания услуг абонентам.

Контент-агрегаторы являются посредниками между небольшими контент-провайдерами и операторами мобильной связи, посредством установления множественных договоренностей с отдельными контент- и сервис-провайдерами, а также с операторами мобильной связи для облегчения процесса организации доставки контента его потребителям – абонентам.

Контент-агрегаторам, аккумулирующим широкий спектр сервисов, легче договариваться с операторами мобильной связи и более активно пользоваться услугами рекламных площадок, а значить получать больший отклик от абонентов. Получив доход от реализации контента от оператора мобильной связи, агрегатор должен расплатиться за услуги рекламных площадок и с контент-провайдерами и/или с правообладателями.

Часть средств инвестируется в создание инфраструктуры оказания услуг (оплата услуг провайдеров приложений – поставщиков технологических платформ), часть расходуется на поддержание этой инфраструктуры.

Контент-провайдры активно используют рекламные площадки для информирования абонентов о своей продукции и услугах

Покупатели товаров, услуг и информационного контента.

Интересно
К числу покупателей на данном сегменте электронного рынка относятся, как конечные пользователи – физические лица, приобретающие товары и услуги или заказывающие информационный контент для удовлетворения своих личных потребностей, так и компании, использующие услуги мобильной связи в целях оптимизации своих бизнес-процессов.

Организаторы торговых электронных систем

На рынке мобильной торговли в этой роли обычно выступает оператор мобильной связи, выделяя компаниям – поставщикам и контент-провайдерам сервисные номера для предоставления услуг абонентам.

Фактически, сервисный номер, выделяемый оператором для оказания услуг абонентам, является электронной торговой системой. Причем, если провести параллель с электронными торговыми системами в сети Интернет, то становится понятно, что электронные торговые системы в мобильной коммерции могут относиться как к типу «supplier-driven», так и к типу «third-party-driven».

Системы «supplier-driven» создаются оператором для предоставления услуг одним контент-провайдером или поставщиком, на основании договора, заключаемого с такой компанией. Системы «third-party-driven» создаются оператором на основании договора с компанией-агрегатором. В таких системах (на таких сервисных номерах) абоненту могут быть доступны услуги различных компаний, не связанных между собой договорными отношениями.

Организаторы платежных систем

Спецификой мобильной торговли является то, что зачастую функции по организации платежной системы и функции по организации электронных торговых систем выполняет один и тот же субъект – оператор мобильной связи. Такая ситуация имеет место не во всех странах, где существует мобильная коммерция, а наиболее часто встречается на этапе ее развития.

Так, в России на сегодняшний день в мобильной торговле практически не используются какие-либо платежные системы, отличные от биллинговой системы операторов мобильной связи. При такой схеме взаимодействия абонентов, контент-провайдеров, поставщиков товаров и услуг и операторов, средства списываются со счета абонента в момент обращения на сервисный номер.

При использовании альтернативных платежных систем, оператор является лишь организатором электронной торговой системы, а расчеты абонентов с поставщиками товаров и услуг или с контент-провайдерами осуществляются через независимую платежную систему.

Второй вариант является менее выгодным для оператора, так как, отказываясь от выполнения функций платежной системы, он теряет возможность работать с контент-провайдерами и поставщиками товаров и услуг на условиях разделения выручки, и вынужден переходить на взимание фиксированной платы за использование сервисного номера.

Организаторы рекламных площадок

Очевидно, что любой вид коммерческой деятельности не может существовать без рекламы, но спецификой мобильной торговли является то, что оказание ряда услуг неотделимо от каналов продвижения, в частности от телевидения. Например, участие абонентов в интерактивных голосованиях, проводимых в рамках телевизионных шоу невозможно без организации рекламной площадки для такой услуги на телевидении.

Рекламная площадка (или медиа-провайдер) – это канал, осуществляющий прохождение информации об имеющемся контенте и услугах на его основе, от контент-провайдера к абонентам. Как правило, эффективность продаж того или иного контента определяется объемами рекламной поддержки. Это приводит к тому, что по мере роста числа абонентов и разнообразия контента, в рекламную поддержку продвижения контента вкладываются все большие средства.

Рекламные площадки могут, как являться субъектами мобильной торговли, так и не являться ими. Это зависит от функций, выполняемых рекламной площадкой в процессе предоставления услуги. Например, если предоставление услуги неразрывно связано с размещением информации на рекламной площадке, как в случаях, когда инициатива оказания услуги в сфере мобильной коммерции исходит от самой рекламной площадки.

К инициированным рекламными площадками услугам можно отнести SMS-конкурсы, проводимый для читателей журналов или радиослушателей. В случаях, когда рекламная площадка используется исключительно для информирования абонентов о возможности использования какой-либо услуги, она не относится к субъектам мобильной торговли.

Интересно
Свои услуги рекламная площадка оказывает на основе договора с контент-провайдером. За услуги по продвижению контента контент-провайдер выплачивает рекламной площадке фиксированную сумму (за публикацию или определенное время/объем предоставления канала), либо часть дохода, получаемого контент-провайдером от оператора в результате действий рекламной площадки. Такие отношения оформляются отдельным «партнерским» соглашением и носят название «партнерских программ».

Партнерская программа – схема работы контент-провайдера и рекламной площадки, подразумевающая получение рекламной площадкой части дохода контент-провайдера, пропорционально объему продаж, состоявшихся благодаря использованию данной площадки

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)