Логистика возвратных потоков в электронной торговле

Организация электронной торговли предполагает обработку онлайн заказов, их комплектацию и доставку в отдаленные регионы. Вместе с тем, дистанционная торговля предусматривает и потенциальную возможность возврата товаров, что связано с дополнительными затратами на управление возвратными потоками.

Чаще всего возврат инициирует конечный потребитель товара по следующим причинам:

  • несоответствие характеристик товара ожиданиям клиента;
  • несвоевременная доставка;
  • неполная поставка товара (некомплект заказа) и т.д.

При рациональном управлении возвратными потоками возможно получение торговым предприятием дополнительной прибыли, однако многие отечественные Интернет-торговцы рассматривают организацию возвратной логистики как второстепенный вид деятельности и применяют одинаковые подходы к управлению прямыми и возвратными потоками.

Уровень логистических затрат на организацию возврата тесно связан с объемами товаров, подлежащих возврату. На сегодняшний день более 50% товаров, реализуемых через сеть Интернет, подлежит возврату.

В условиях ужесточения национального законодательства в области защиты прав потребителя прогнозируется увеличение объемов возвратов товаров в электронной торговле.

Как показывает практика, логистика возвратных потоков в электронной торговле как правило организуется в соответствии со следующими последовательными этапами:

  1. Отбор возвратных товаров. Посредством применения логистических технологий в соответствии с правилами возврата производителя происходит отбор возвратных товаров.
  2. Сбор возвращаемых товаров. Наиболее эффективным способом осуществления сбора возвращаемых товаров является создание торговым предприятием отдельных логистических центров, где происходит консолидация и сортировка возвратных отправлений. Другим вариантом осуществления сбора возвращаемых товаров является передача данных логистических функций на аутсорсинг, где соответствующие функции реализуются на инфраструктурных объектах сторонних организаций.
  3. Распределение возвратов. В рамках данного этапа товары распределяются в соответствии с дальнейшими целями реализации товаров. При этом в специализированных центрах происходит сортировка товаров в зависимости от принятого решения относительно его дальнейшей эксплуатации.
  4. Реализация товара.

Существует несколько альтернативных вариантов реализации возвращаемых товаров:

  • продажа товаров в том же виде, в котором они были возвращены конечным потребителем;
  • модернизация и ремонт товара с последующей его продажей;
  • уничтожение возвращенного товара.

Таким образом, возвратная логистика может рассматриваться как отдельный вид бизнеса, где посредством эффективной организации логистических процессов возможно получение дополнительной прибыли.

Основной задачей при организации возврата является проектирование отдельной цепи поставок, включающей в себя соответствующих поставщиков логистических услуг, которые обеспечивают и обслуживают процесс возврата.

При помощи современных логистических технологий возможна полная автоматизация управления возвратными потоками, где участники цепи поставок (производители, Интернет-магазины, оптовые компании) осуществляют непрерывное взаимодействие на всех этапах возврата, в целях минимизации логистических издержек и снижения объемов возвращаемых товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)