Организация розничной торговли в электронном магазине

Классическим подходом к организации розничной торговли товарно-материальными ценностями в сети Интернет считается создание электронного магазина.

При этом полнофункциональный электронный магазин должен отвечать следующим основным требованиям:

  • во-первых, быть интегрирован с внутренней системой управленческого и складского учета фирмы таким образом, чтобы на Web-витрине автоматически отражались все изменения с товарами (ассортимент, цены, наличие товара на складе и т.п.), а сделанный заказ непосредственно поступал в ее информационно-торговую систему для дальнейшей обработки;
  • во-вторых, предоставлять возможность для проведения всех операций по заказу товара и его оплате в режиме реального времени.

Таким образом, в полнофункциональном электронном магазине весь цикл коммерческой операции проводится непосредственно в сети Интернет без привлечения дополнительного персонала. При этом электронный заказ на покупку товаров и/или оказание услуг обрабатывается фирмой по традиционной схеме, используемой для обработки других заказов. С точки зрения бизнеса, открытие электронного магазина эквивалентно открытию обычного магазина или филиала фирмы.

Основными достоинствами полнофункциональной модели организации розничной торговли в сети Интернет являются удобство ее использования, как для продавца, так и для покупателя, транспарентность (прозрачность) сделок, оперативность схемы работы, относительная простота в управлении.

В настоящее время многие компании, функционирующие в оффлайн пространстве, развивают Интернет-торговлю в качестве комплементарного сервиса, в целях расширения собственного бизнеса и увеличения объемов продаж.

Однако, как показывает опыт, не все представители рынка традиционной торговли обладают необходимыми материально-техническими и информационно-аналитическими ресурсами для обеспечения высокой конкурентоспособности компании на электронном рынке.

Типовой Интернет-магазин состоит из трех основных частей:

  1. Виртуальный зал продаж (Web-витрина) – предназначен для выполнения следующих задач: предоставления интерфейса к базе данных реализуемых товаров (в виде каталога, прайс-листа); работы с электронной «корзиной» или «тележкой» покупателя, регистрации покупателей и оформления сделанных ими заказов с выбором метода оплаты и доставки; предоставления помощи покупателю в режиме реального времени; сбора маркетинговой информации; автоматической передачи информации в базу данных.
  2. Серверный блок (сервер приложений) – часть Интернет-магазина, с которой работают его менеджеры и через которую осуществляется управление его деятельностью: удаление старых товаров из базы данных или ввод в нее информации о новых товарах, конфигурирование каталога товаров, установка цен и скидок на товары, применение различных дисконтных схем для дилеров и/или постоянных покупателей, а также контроль за наличием товаров на складе магазина. Кроме того, менеджер может отдавать через управляющий интерфейс команды на формирование заказов на пополнение склада Интернет-магазина, получать всевозможную статистику о заказах, товарах и покупателях.
  3. База данных (СУБД-сервер) – место хранения всей информации о товарах, покупателях и заказах. В ней также содержатся все бизнесправила обработки заказов и все настройки Интернет-магазина.

Основа Web-витрины электронного магазина – каталог товаров с указанием цен, который может быть структурирован различными способами (по категориям товаров, по производителям), содержать полную информацию о характеристиках каждого товара и даже его изображение.

Выбрав понравившийся товар, пользователь помещает его в «корзину» или «тележку». «Корзина» представляет собой некоторое приближение корзины в реальном универсаме, т.е. список продуктов, которые оплачиваются и доставляются вместе, одним пакетом (что позволяет снизить затраты на доставку). В любой момент до окончательного оформления заказа покупатель может отредактировать содержимое корзины и количество товаров каждого вида.

Процесс регистрации может инициироваться системой до или после выбора товара из каталога. Оба способа имеют свои преимущества. Ввод регистрационных данных после выбора товаров позволяет покупателю сэкономить время в том случае, если он не принял решения что-либо купить в этом электронном магазине.

Способ, при котором ввод данных производится в самом начале, выгоден продавцу тем, что позволяет легко отслеживать предпочтения конкретного покупателя при повторном посещении магазина и, учитывая их, повышать качество обслуживания (например, выводится сразу та часть каталога, которая ранее заинтересовала клиента).

Примером полнофункциональной модели организации розничной торговли в сети Интернет может служить схема работы электронного книжного магазина.

Данная схема не накладывает ограничений на территориальное расположение сервера приложений Интернет-магазина.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)