Институционализация труда

Повсеместное распространение трудовой деятельности как основы производящей экономики приходится на тот период, когда земледелие становится господствующей деятельностью и условием оседлого образа жизни. Это эпоха так называемой древней экономической системы. И хотя значительная часть работ, осуществляемых человеком в ту историческую эпоху, еще ориентирована на поддержание самодостаточности, все же наблюдаются более частые и регулярные вкрапления трудовой деятельности, нацеленной на создание продуктов для обмена. Из сохранившихся документальных источников доподлинно известно, что в III—II тысячелетиях до н. э. труд уже был распространенным явлением и важнейшим элементом социально-экономических отношений ряда древних цивилизаций, таких как шумерская, вавилонская, урартская, древнеегипетская. Можно также предположить, что институционализироваться труд стал в еще более ранний период человеческой истории, 14—9 тыс. лет до н. э. Институционализация труда предполагает, что труду отводится важная роль в организации общества. Это значит, что в терминологии, используемой обществом, появляется слово, обозначающее трудовую или близкую по значению деятельность. Например, в Древнем Египте синонимами понятий «труд» и «работник» служили «ношение — терпение» и «носитель» соответственно. Кроме того, труд начинает формировать особого рода социальный порядок, влиять на социальную и создавать профессиональную структуру общества. Труд подвергается общественной оценке с точки зрения его содержания, возникает дифференцированное отношение к различным видам труда, которое, безусловно, является следствием общественного разделения труда. Появляются различные формы вознаграждения за труд, имеет место, хотя и в очень ограниченных масштабах, наем рабочей силы.

Все эти институциональные элементы труда развились и получили широкое распространение в контексте древнеегипетской цивилизации. Древнеегипетское общество представляет собой уникальный пример формирования социального порядка с отчетливо прослеживающимися тенденциями общественного разделения и кооперации труда. Подтверждением этому является тот факт, что трудовая деятельность осуществлялась тысячами и десятками тысяч организованных работников. Подобная совместная деятельность была ориентирована на достижение какой-либо одной цели, при этом такой, которая могла быть достигнута лишь сообща. Такая социальная организация предполагала наличие различных слоев и классов, равно как и разложение труда по сферам и ремеслам, и даже использование наемного труда, т.е. достаточно сложные и многогранные отношения в обществе. Известен тот факт, что еще в эпоху Древнего Царства (ок. 2707—2150 до н. э.) регулярно проводилась перепись жителей государства. Данные свидетельствуют о том, что в этот период Египет уже имел достаточный перечень профессий — имелись магазины и хранилища, дома виноградарей, сапожников, писцов, ткачей, прачек, мельников и т. д. Кроме профессионального разделения труда были представлены развитые формы организации труда. Например, в производстве кувшинов работники были организованы в бригады, работавшие в две смены. Принципы организации в бригады были заимствованы и соответствовали делению команды на корабле. Рабочая бригада и корабельная команда в древнеегипетской письменности обозначались одинаково.

Подобная организация получила свое распространение также в транспортировке грузов и строительстве. Например, при возведении пирамид в Гизе все работники были разделены на квалифицированных и неквалифицированных. Крестьяне как неквалифицированная рабочая сила в строительстве использовалась лишь на вспомогательных работах (перетаскивание и транспортировка каменных глыб) и лишь в период половодья, т. е. когда они были свободны от сельскохозяйственной деятельности. Ремесленники и писцы, привлеченные к строительству пирамид, осуществляли квалифицированный труд постоянно. Несмотря на то что строительство пирамид представлялось высшей государственной деятельностью, а работники, занятые в этой сфере, вне зависимости от квалификации имели приоритеты в своем положении, все же неквалифицированный труд имел менее высокую оценку, чем квалифицированный. Как свидетельствуют раскопки на местах предположительных бараков строителей, ремесленники и рабочие жили отдельно, в двух разных деревнях. Для писцов и ремесленников был специально построен «Город мастеров», что подчеркивало их особый статус. Более содержательный труд ценился выше.

Еще одним интересным обстоятельством, указывающим на общественную оценку значимости труда, является то, что благодаря усердию и трудолюбию любой египтянин мог рассчитывать на повышение в должности. Исторические документы времен строительства пирамид свидетельствуют о том, что должности не передавались по наследству, а присваивались за достижения в труде.

Пирамиды были призваны увековечить фараона, который для древних египтян олицетворял божество и представлял важнейший консолидирующий элемент общества. Следовательно, трудовая деятельность по их строительству играла важнейшую роль в воспроизводстве всей социальной системы Древнего Египта. Труд выступал средством служения царю, соответственно, условием социальной причастности к обществу и его воспроизводству. Характеристика этой деятельности имела оттенок зависимости, поскольку подавляющая часть работников называлась «меру», что переводится приблизительно как «крепостной» или «находящийся в кабале». Однако основная масса занятых в общественном производстве, хотя и была подневольной, не являлась рабами. В ту эпоху рабы представляли крайне узкий сегмент трудового населения.

Расцвет рабства приходится на античную эпоху, а именно с VII в. до н. э. использование рабов становится широко распространенным в крупных промышленных центрах. А в промежуток времени, начиная с III в. до н. э. и заканчивая III в. н. э., рабство являлось определяющим фактором развития всего античного хозяйства. В этот период рабский труд выступал типичной и наиболее распространенной формой труда, представляющей собой основу сельского и городского производства. Однако не следует упускать из виду тот факт, что с одной стороны экономика, основанная на рабстве, из-за различных региональных условий получила не везде такое же значение, как, например, в Римской империи. С другой стороны, свободная трудовая деятельность в самом Риме никогда не была полностью вытеснена рабским трудом.

Переход от натурального хозяйства к аграрной экономике, создающей сельскохозяйственный продукт в объемах массового производства, был опосредован переходом от натурального обмена к денежному. (С 326 г. до н. э. стали печатать первые римские бронзовые и серебряные разменные монеты.) Соответственно причиной, по которой рабский труд получил столь широкое распространение, стала развивающаяся торговля. Подъем торговли имел для античной цивилизации следующее важное следствие — если в гомеровские времена домашнее хозяйство ориентировалось на производство продуктов, удовлетворяющих его потребности, то уже во времена Аристотеля производство начинает всецело ориентироваться на рынок. Трудом, производящим товары на продажу, становится в основном рабский труд. Производства, в которых использовался рабский труд, были самыми разнообразными: мукомольное, печное, ткацкое, прядильное, гончарное, кожевенное, а также обработка металлов, производство мебели, ламп, мазей, музыкальных инструментов и т. д. Но в наибольших объемах рабский труд был представлен в сельском хозяйстве. В аграрном секторе широкое распространение рабства можно было наблюдать в Италии, на Сицилии, в южной части Франции, Греции и частях Испании. Свободная деятельность крестьянства и арендное ведение сельского хозяйства — колонат (позднелатинское colonatus, от лат. colonus — земледелец) — были распространены в восточных провинциях, государствах Азии, удаленных от морей, в Сирии, Палестине и Египте.

В отличие от мелкой крестьянской экономики, которая в основном производила для собственного потребления или натурального обмена, крупное производство, основанное на рабском труде, было ориентировано на рынок. Оно создавало такие продукты, как вино, оливковое масло, шерсть для межрегиональных рынков. Поскольку для крупных землевладельцев расширение их угодий означало дальнейшее повышение доходов, они начали форсировать экспансию крупного землевладения в те области, которые находились вблизи потребительских центров или путей сообщения (например, на побережье), одновременно вытесняя мелкие крестьянские хозяйства, частью насильственно, частью скупая их земли. Использование труда рабов стало массовым, поскольку производство в аграрном секторе стало создавать массовый продукт исключительно на продажу. Подобные инновации предполагали концентрацию значительного количества рабочей силы в рамках одного хозяйства, что обусловило появление новых форм кооперации и разделения труда, большую специализацию многих хозяйств, а также технические инновации. И все же основной производительной силой аграрного сектора экономики продолжал оставаться ручной рабский труд.

Развитие сельского хозяйства в направлении повышения производительности обеспечило процветание городов. В рамках городского ремесленного производства, создающего потребительские товары (керамику, текстиль или хлеб), доминирующим также оказывался труд рабов и вольноотпущенников, которые в основном прибывали с Востока и предназначались для квалифицированного труда. С развитием потребности городов становились все разнообразнее, что развивало дифференциацию ремесленных производств. Например, с конца III в. до н. э. в городах Греции изменяется рацион питания: каша из спельты, как основной продукт питания, заменяется хлебом. Увеличение потребления хлеба было возможно лишь благодаря развитию отраслей ремесленного производства, выделению хлебопечения, поскольку отдельные семьи, из-за специфики их многоэтажных жилищ, не были в состоянии сами молоть зерно и выпекать хлеб. Схожая ситуация наблюдалась в производстве материи. В сельской местности прядение шерсти и ткачество были занятиями женщин в каждой семье. Поскольку в городах у неимущих семей отсутствовали необходимые средства производства, возникла потребность в уже готовом сукне.

Для достижения большей производительности в ремесленном производстве применялись различные способы организации труда. Например, производство хлеба было разложено на отдельные трудовые операции, специализирующие труд рабов. Рабы исполняли свои обязанности на протяжении всего дня: одни обслуживали мельницу, другие замешивали тесто, третьи формовали хлеба. В пекарнях часто работали по ночам при свете ламп, с тем чтобы готовый хлеб можно было продавать с раннего утра. Его складывали на повозку и транспортировали согласно назначению — на рынок или по домам заказчиков. В производствах, где использовался рабский труд, была установлена жесткая, часто беспощадная, дисциплина. В юридических текстах упоминаются отдельные случаи, когда ремесленник, наказывая своего раба, забивал его до смерти, но надо помнить, что раб всегда стоил дорого, поэтому, как правило, его, как средство производства или говорящее орудие (лат. instrumentum rusticum vocale), очень берегли.

Ущерб здоровью, который наносили условия труда, был весьма сильным во всех отраслях хозяйства. Однако численность погибших определялась далеко не только вредными условиями труда, но и самой его организацией. Использование рабской рабочей силы было ориентировано на ее максимальное потребление. При этом в расчет совершенно не бралось ее потенциальное состояние — здоровье, возраст, пол. Удлинение рабочего дня, повышение интенсивности труда и сокращение жизненных стандартов рабов имели под собой основания, потому что владельцы рабов могли присваивать себе доход с рабского труда, а также вследствие того, что продукт труда рабов содержал для их хозяев меновую стоимость, т. е. посредством продажи превращался в деньги.

Вместе с тем условия труда рабов нельзя рассматривать лишь как данные, поскольку они предопределялись техническими достижениями того времени, а также господствующими экономическими отношениями. В условиях античного уклада происходит окончательное формирование отраслей общественного производства с закрепленными в них субъектами деятельности. Общественные потребности уже получили толчок к постоянному росту, а организация самого хозяйства все в большей мере стала опираться «на» и зависеть «от» прибавочного продукта. В этих условиях стремление к максимальному использованию рабочей силы явилось закономерностью развития общества. Институционализация труда (прежде всего физического) как зависимой, рабской деятельности приобрела всеобщий характер. Рабский труд становится прототипом античного и отчасти средневекового трудового законодательства. Представление трудовой деятельности как несвободной, но в то же время необходимой для общества закрепилось в сознании античной цивилизации и, несомненно, наложило свой отпечаток на восприятие труда в последующие исторические эпохи. Античный общественный уклад, безусловно, являл собой подготовительную ступень к Средним векам. Поэтому средневековое общество частично воспроизвело античную этическую составляющую и выставило ее в качестве доминанты нравственного и хозяйственного устройства. Но это произошло уже в контексте канонов христианской церкви.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)