Характеристика методов, применяемых на различных стадиях ЖЦ продукции

Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления, используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров.

На испытательной базе изготовителя, как правило, производятся сравнительные испытания проектируемого образца и зарубежных аналогов по всем основным показателям качества, включая показатели надежности.

Единая методическая и лабораторная база обеспечивает сопоставимость результатов, а следовательно, получение объективных данных о техническом уровне оцениваемых аналогов.

В качестве показателя конкурентоспособности, как правило, используется интегральный показатель качества, причем комплексный показатель качества рассчитывается по формуле средневзвешенного арифметического.

Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов.

По существу торговые организации опираются на мнение покупателей, которые «голосуют рублем» за тот или иной товар. На основании данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.

По объему продаж российских и импортных товаров магазины города определяют в каждой их группе (мясных, молочных, кондитерских товаров, косметики и парфюмерии, средств гигиены и пр.) «лидера продаж».

Поскольку ряд моделей «угоняют на детали» (60%, по наблюдениям специалистов), то для чистоты эксперимента была проверена обеспеченность сравниваемых моделей запасными деталями. Оказалось, что указанные автомобили обеспечены в равной степени запасными деталями.

Маркетинговые службы торговых организаций используют и другие рыночные тесты. Один из них — определение уровня реализации. В табл. 30 представлены данные (за 1992 г.) об уровне реализации в московском магазине «Спектр» конкретных марок телевизоров, которые позволяют сделать вывод о их высокой конкурентоспособности.

Практика показала, что есть случаи (по крайней мере два), когда уровень реализации непригоден для использования в качестве критерия конкурентоспособности:

  1. при резкой нехватке товара (уровень реализации всех изделий-аналогов близок к 100%);
  2. при поступлении товара из-за неритмичности поставки в повышенном объеме в конце отчетного периода (товар не успевает реализовываться, и уровень реализации будет далек в той или иной степени от 100%).

Показатель «уровень реализации» можно заменить показателем «скорость розничной продажи» конкурирующих товаров за определенный период времени. Опытным путем можно определить для конкретных видов товаров связь скорости продажи и степени спроса как критерия конкурентоспособности.

Например, по наблюдениям в магазине за ходом продажи трикотажных изделий была составлена следующая шкала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)